Король телесериалов родом из Макеевки

В канун Дня шахтера и Дня города в Донецк приехала делегация землячества донбассовцев города Москвы. В ее составе были известный кинорежиссер, сценарист, продюсер Юрий Беленький и его сестра Елена Романенко, руководитель международной волонтерской группы «Москва – Донбасс», о благотворительной деятельности которой «Вечерка» рассказывала неоднократно, в том числе в предыдущем номере.

26 августа уроженцы Макеевки побывали в тамошнем поселке Ханжонково-Северный. Елена Романенко передала в дар поселковому храму в честь иконы Божией Матери «Целительница» две иконы, написанные специально для него знаменитыми мастерами из поселка Мстёра Владимирской области России. А Юрий Беленький подарил музею Макеевской школы искусств № 2 имени Александра Ханжонкова пять оригиналов киноафиш 20-х годов минувшего века, анонсировавших фильмы, производство которых организовывал этот родоначальник российского кинематографа. Кстати, Юрия Михайловича тоже можно назвать родоначальником – он первым на российском телевидении начал снимать сериалы, которые стали невероятно популярными.

На следующий день в Донецке, в Доме кино «Шевченко», состоялась презентация военного боевика «Семь пар нечистых», автором сценария которого является Юрий Беленький. Фильм получил уже несколько наград, в том числе Гран-при Чебоксарского международного фестиваля за лучший сценарий года и российскую национальную телевизионную премию ТЭФИ в номинации «Лучший фильм о войне на российском телевидении».

Перед показом фильма кинематографист дал эксклюзивное интервью корреспонденту газеты «Донецк вечерний».

КИНОЭКСПЕРИМЕНТЫ

– Юрий Михайлович, как вы попали в кино? Ведь по образованию вы журналист, окончили МГУ.

– Это длинная история. Я очень хотел связать свою жизнь с кино. Во ВГИК поступал девять раз, но все эти попытки оказались безуспешными. Поэтому прокладывать путь в кино пришлось через рабочие профессии на киностудии. Сначала я работал постановщиком декораций. Затем – администратором, заместителем директора. Наконец удалось стать вторым режиссером фильма. После этого я начал писать сценарии.

– Ваша первая авторская работа увидела свет в сложный период – в лихие 90-е…

– В начале 90-х пробиться в кино стало проще. Именно в этот период я снял свою первую авторскую работу – сериал «Горячев и другие». После успеха этого фильма увлекся производством кино для телевидения, в том числе и сериалов. Сам писал сценарии, сам снимал, сам продюсировал. Так было до начала 2000-х. С наступлением нового тысячелетия моя творческая судьба сложилась так, что я постепенно переквалифицировался в продюсера и был им до 2016 года. За это время стал продюсером почти 60 проектов общей длительностью 4 000 экранных часов. Экранный час – это 44 минуты. Потом мне надоело продюсерское дело. Но как режиссера меня мало кто воспринимал из-за большого перерыва работы в этой сфере. Поэтому я начал писать сценарии, чем и занимаюсь по сей день. Кроме этого, преподаю во ВГИКе, куда меня не приняли учиться много лет назад.  

– Большинство считает сериалы продукцией для пенсионерок и домохозяек. Но ваши первые работы отличались от общепринятого формата. Это была попытка снять не мыльную оперу, а сериал, который будет интересен всем?

– Вы правы. Но когда я снимал фильм «Горячев и другие», я не совсем понимал, что делаю. Моя дебютная авторская работа стала первым отечественным сериалом в России, снятым по настоящей телевизионной технологии. Да, я надеялся, что «Горячев и другие» придется по вкусу и мужчинам, и женщинам, и молодым, и пожилым.

«Горячев и другие» – это криминальная драма, «Простые истины» – это подростковая история, «Клубничка» – первый в России ситком (ситуационная комедия.Прим. авт.). Удалось мне снять и первый длинный детективный сериал «Черная богиня» длительностью в 110 серий. Это был уникальный опыт. Я люблю подобные эксперименты, так как они дают шанс оказаться впереди.

В последние годы я действительно все больше работаю над мелодрамами для аудитории 35+. Это и «Кармелита», и «Институт благородных девиц». Моя работа – и первый сезон полюбившегося многим «Возвращения Мухтара». Я его придумал и снимал. Потом канал передал его другому режиссеру.

СМОТРЮ СЕРИАЛЫ ГЛАЗОМ ПРОФЕССИОНАЛА

– Вы сами сериалы смотрите?

– Я много чего смотрю. Но смотрю исключительно глазом профессионала с целью увидеть что-то новенькое, подсмотреть. Обязательно смотрю работы коллег, чтобы понять, как они сумели сделать рейтинг, собрать аудиторию.

– А глазом обычного телезрителя сериалы не смотрите?

– Нет. Я смотрю полторы-две минуты, и дальше мне понятно абсолютно все – что будет по сюжету, как это снято, сколько это стоило и на какую аудиторию рассчитано.

– Какое кино вы любите?

– Хорошее. Даже не знаю, как еще на этот вопрос ответить.

– Какие жанры кино предпочитаете?

– Люблю разные фильмы. От «Андрея Рублева» Тарковского до «Терминатора». Их никак не объединить. Люблю и веселые фильмы, комедии и полукомедии. Смотрю и мелодрамы. Не оставляю своим вниманием и боевики. Ведь я богатый дедушка – у меня пять внуков и четыре внучки. С мальчишками мы часто смотрим боевики, потом обсуждаем поведение героев.

ФИЛЬМЫ О ВОЙНЕ И О МОДЕ

– На какую аудиторию рассчитан презентованный в Донецке фильм «Семь пар нечистых»?

– Это боевик, рассказывающий о событиях, происходивших в канун Великой Отечественной войны. Он наверняка понравится подросткам, которым исполнилось 16-17 лет. Но думаю, что и тех, кому за тридцать и даже за сорок, рассказанная в картине история не оставит равнодушными.

– После того как вы сняли «Семь пар нечистых», нет ли у вас желания снять кино о войне в родном Донбассе?

– Несколько фильмов о войне в Донбассе уже сняты моими коллегами.

Конечно, когда строишь планы, посещают самые разные мысли. О Донбассе у меня есть написанный сценарий о мирном времени, до 2014 года. Он называется «Дезертир». События происходят в маленьком донбасском городке, под которым я подразумевал свою родную Макеевку. Он пока не поставлен, лежит и ждет своего часа.

Сейчас у меня в работе находится сценарий одного сложного фильма, который не похож ни на что из того, что я снимал, совершенно в другом жанре, в жанре фэшн.

– О чем будет этот фильм?

– Это драма начала 20-х годов минувшего века. Действие происходит в России, на фоне событий Октябрьской революции и Гражданской войны. Но фильм построен на восприятии глазом искусства, глазом живописи, глазом моды. В сценарии рассказывается, какой была мода, как она формировалась и как влияла на судьбы людей. Затрагиваются в сценарии и события Первой мировой войны, рассказывается, как появился модельный бизнес в Париже в 20-е годы. Ведь мало кто знает, что его создавали наши эмигранты.

А будет ли фильм о войне в Донбассе, пока сказать не могу. Вдохновение и идеи часто приходят спонтанно, неожиданно.

Ольга СТРЕТТА

 

СПРАВКА

Юрий Михайлович Беленький – заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза кинематографистов России, Гильдии кинорежиссеров России, Ассоциации продюсеров кино и телевидения, Академии Российского телевидения, Евразийской академии телевидения и радио, Международной академии телевизионных искусств и наук (США), присуждающей премию Emmy.

Признан лучшим продюсером года по итогам XVII Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок-2008».

Был режиссером сериалов «Горячев и другие», «Клубничка», «Простые истины», «Воровка», сценаристом сериалов «Горячев и другие», «Простые истины», «Трое против всех», «Институт благородных девиц», «Поцелуйте невесту», «257 причин, чтобы жить», а также продюсером десятков сериалов, в том числе таких популярных, как «Кармелита», «Ундина», «Черная богиня», «Обреченная стать звездой», «Возвращение Мухтара», «Женские истории», «Кровинушка» и др.

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи