Картины советского детства

Старый добрый соцреализм снова в моде, он стал очень популярен даже на Западе. И Донецк не отстает от этого мирового тренда. За последние несколько месяцев в республиканском художественном музее открывают уже вторую выставку, на которой представлены картины этого направления. Открытие произошло 21 марта. Если вы испытываете ностальгию по своему советскому детству, то рекомендуем посетить эту выставку, которая называется «Когда большие были маленькими».

Музей – для детей

Однако инициатор создания выставки, главный хранитель музея Ольги Загоруйко, рассчитывает, что новая экспозиция будет очень востребована и детьми – именно они чаще всего посещают этот храм изобразительного искусства.

К слову, трудно найти еще какой-то другой музей на постсоветском пространстве, который бы так активно и интересно работал с подрастающим поколением: для детей здесь проводят тематические экскурсии в игровой форме, игры-приключения, квесты, арт-детективы, мастер-классы, занятия в художественной студии и другие увлекательные мероприятия.

«Натюрморты или пейзажи детей не очень привлекают, а вот работы жанрового характера, где есть сюжет, им интересны, – говорит Ольга Анатольевна. – Поэтому мы отобрали для выставки в основном именно жанровые картины и портреты. Все они написаны в период 30–70-х годов прошлого века в стиле социалистического реализма, для которого как раз были очень характерны жанровые картины. Нынешние художники редко берутся за подобные темы, тем более за сюжеты с участием детворы. А наша новая выставка полностью посвящена жизни детей во времена СССР, о которой сегодняшние дошкольники и школьники практически ничего не знают. Поэтому в ходе экскурсий можно будет не просто рассказывать юным посетителям о сюжете каждой картины, но и о том, во что играли их бабушки и дедушки, во что они одевались, как их воспитывали».

От рождения до выпускного

По словам Загоруйко, выставку можно условно разделить на три блока, показывающих жизнь советского ребенка от рождения до школьного выпускного вечера.

В первом зале разместили картины, на которых дети изображены с родителями, бабушками и дедушками, а также в детском саду. Все они наполнены присущими для живописи соцреализма яркими красками, светом и теплотой. Особенно бросаются в глаза две работы: «Транзит» советского классика поэтической живописи Юрия Пименова, на которой мама кормит ребенка в кафе аэропорта, и большое солнечное полотно «Летний день» художника Владимира Геогджаева, где запечатлены идущие гуськом по набережной забавные малыши с воспитателем.

Кстати, последнюю картину не доставали из хранилища около сорока лет. Есть на выставке и другие работы, которые зрители не видели примерно столько же либо вообще еще ни разу не видели.

Второй зал посвящен школьной жизни, а также жизни пионерской и комсомольской организаций, о которых современные дети имеют очень смутные представления.

Тут обращает на себя внимание широко известная картина Сергея Григорьева «Прием в комсомол», которая публиковалась в советских школьных учебниках. Хотя тема работы официозная, но картина она очень эмоциональная, хорошо показывает психологические нюансы и характеры персонажей.

В юности эта картина сильно впечатлила будущего знаменитого поэта Иосифа Бродского. Он впоследствии вспоминал, что образ закинувшей ногу на ногу блондинки с картины преследовал его в сновидениях.

С этой работой связана и довольно курьезная история. На донецкой авторской версии в правом верхнем углу изображен бюст Сталина. А вот на той копии картины, что хранилась в Киевском государственном музее украинского искусства (ныне Национальный художественный музей Украины), сам Сергей Григорьев закрасил этот фрагмент – после того, как культ личности партийного вождя был развенчан.

В третьем зале собраны картины, повествующие о внешкольном времени – каникулах, праздниках, детских играх, занятиях спортом и в различных кружках. Например, работы «Голуби мира» знаменитого Федора Решетникова, «Голубятня» Ларисы Чорбадзе, «Наша взяла» Юрия Непринцева, «Удачный ход» Ростислава Сильвестрова, картины с юными балеринами Константина Ломыкина и др.

Неожиданные находки

Впервые покажут на выставке картину Лукмана Гильманшина «Электричество – в колхоз».

«Я ее обнаружила случайно, – рассказывает хранитель музея. – В основном мы отбирали картины о советском детстве по говорящим названиям из инвентарной книги. Но название «Электричество – в колхоз» совершенно не ассоциируется с детской тематикой. Когда я просматривала другие работы, то заметила краешек этого полотна с изображением ноги ребенка. Достала его и увидела душевную картину с двумя мальчиками и женщиной, наблюдающими, как электрик подключает к их дому проводку. Она была в ужасном состоянии. Но наши реставраторы «подлечили» эту и все другие работы, представленные на выставке».

На выставке также будут экспонироваться картины вышеупомянутого Сергея Григорьева «Лыжная эстафета» и Валентина Сизикова «На рыбалке», которые музейщики спасли еще в 1970-е годы. Когда-то они висели во Дворце культуры Октябрьской революции, что стоял напротив Калининского райисполкома Донецка (в 2014 году это здание полностью выгорело после бомбежки). Потом их сняли и отнесли в котельную, собирались там сжечь. Но все же решили пригласить специалиста из художественного музея, чтобы он дал оценку этим полотнам. Специалист определил, что это авторские работы мастеров соцреализма, после чего картины передали в музей. И вот теперь их покажут народу.

Не только картины…

Всего на выставке будет представлено около 80 различного рода работ: не только картины, но и скульптурные детские портреты Н. Ясиненко, В. Полоника, В. Трегубовой и З. Виленского, а также статуэтки советского периода.

Дополнят экспозицию разные вещи того времени: школьная форма, игрушки, книги, проигрыватель с виниловыми пластинками.

Выставка продлится как минимум до осени – в это время музей будет праздновать свое 80-летие. Экспозиция «Когда большие были маленькими» приурочена к этому юбилею.

К слову, в сентябре, в юбилейные дни, в музее откроется большая выставка «Античные сюжеты в западноевропейском искусстве». Но об этом «Донецк вечерний» расскажет потом.

Сергей ГОЛОХА, газета «Донецк Вечерний»

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи