Как закалялась сталь

Продолжаем цикл публикаций о донецких партизанах, которые будучи практически отрезанными от «большой земли», сражались не на жизнь, а на смерть за светлое будущее для своих детей и внуков. В этот раз поговорим о структуре партизанских отрядов и вооружении наших героев

Реорганизация

Приблизительный состав групп партизан можно рассмотреть на примере Артемовского отряда, история которого достаточно хорошо описана в брошюре «Судьба отряда «Ч» Н. Костенко и Л. Панова, изданной в 2005 году. По описанию авторов, 21 октября 1941-го партизан собрали и в присутствии районного руководства объявили о создании отряда под командованием И. Г. Чаплина. На следующий день бойцы приняли присягу. Отряд насчитывал 23 человека: один имел возраст чуть более 41 года, 13 – от 34 до 40 лет, двое – по 30 лет. Самому младшему было 17. 23 октября 1941 года отряд выехал на местность для занятий по боевой и специальной подготовке. По всей видимости, в таком же порядке и примерно в такие же сроки происходило формирование и остальных отрядов. Но уже 30 октября того же года в связи с подходом немцев занятия прекратились, и отряд убыл в село Берестовое за линию фронта.

Уже в 1942-ом была проведена реорганизация. В Генштабе создали разведывательное управление для непосредственного обслуживания нужд фронтов и Ставки. В НКВД появился отдел для проведения разведывательно-диверсионной работы против немецко-фашистских захватчиков как на территории Донбасса, так и в целом по СССР. В военной контрразведке (СМЕРШ) в 1943 году был создан самостоятельный отдел по заброске агентуры и диверсионных групп в тыл противника. Разведывательный отдел действовал и в Центральном штабе партизанского движения. Однако этот отдел выполнял в основном координационные функции.

Некоторую самостоятельность проявляли лишь активисты партии и комсомольцы, которые большей частью вели пропагандистскую работу в тылу противника. Примером организации подпольного движения может служить Александровский районный комитет КП(б)У, утвержденный в сентябре 1941-го и 3 подпольные партийные ячейки. В состав подпольного райкома входили секретарь райкома П. Ф. Кушка и члены райкома Ф. М. Гребенюк и Ф. И. Шаля.

Похитили слугу

Интересными в наши дни являются вопросы о вооружении и тактике ведения боя партизанскими отрядами и подпольными группировками на разных этапах Великой Отечественной войны на всей оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории. Тактика эта стандартно описана в отечественной историографии различными примерами деятельности подпольных отрядов. Примером может служить деятельность Славянского отряда Карнаухова. Что касается вооружения, то данный вопрос освещен достаточно туманно и требует более детального рассмотрения. Изучая данные и материалы Государственного архива ДНР и сборник документов под редакцией Е. Д. Клерфона, можно проследить стратегическую политику действий партизанского отряда Карнаухова.

Село Пришиб гитлеровцы заняли в конце октября 1941-го и установили там свирепый режим. Пробравшиеся к партизанам в лес колхозники рассказывали, что мужчин, стариков и женщин палачи казнят за малейшее неисполнение их приказов. Особенно свирепствует староста Андрей Дяценко. Партизаны Виталий Бедный, Иван Кулаченко и Петр Пилипенко решили действовать ночью. Пробравшись в дом предателя, схватили его, связали и доставили в партизанский штаб. «У «хозяев» из-под самого носа был похищен слуга», – заметил тогда Карнаухов.

Важной чертой работы партизан была внезапность. Именно поэтому, как правило, действовать они предпочитали в темное время суток. Так, ночью 19 ноября 1941 года партизанские группы Русикова и Карталова ворвались в село Пришиб. Поднялась паника. Из домов выскакивали сонные полуодетые солдаты и офицеры, которые были тут же сражены партизанскими пулями. К рассвету бой был окончен победой отряда мстителей. В ознаменование освобождения села Пришиб оно было переименовано в Партизанское.

Держали в страхе

Однажды партизанская разведка установила, что в селе Сидорово Славянского района немцы задумали устроить торжественную новогоднюю елку. Группа наших бойцов стала готовиться к «елочному налету». Гитлеровцы, ничего не подозревая, праздновали. В это время на крышу дома и в окна полетели бутылки с зажигательной смесью. Немцы выскакивали во двор и попадали под автоматные очереди мстителей. Данный пример свидетельствует о том, что наши герои собственноручно изготавливали зажигательные вещества и активно их применяли для выведения противника из боевого состояния. Партизаны уничтожили нескольких фашистских офицеров, после чего благополучно возвратились на свою базу.

Гитлеровцев, базировавшихся в придонцовских селах, партизаны держали в постоянном страхе. В этот период объединились группы краматорских бойцов Сергея Максимова и Николая Цымбала. Вместе с группой партизан славянских железнодорожников Павла Чухно они совершили дерзкий налет на немецкий гарнизон, расположенный в прифронтовом селе Кривая Лука Краснолиманского района.

Партизаны под командованием Максимова, минуя охрану немцев, вошли в село без единого выстрела. Через огороды, вдоль плетней бесшумно пробрались к домам. Раздались автоматные очереди, в окна и двери домов полетели гранаты. Партизанский налет был поддержан красноармейским подразделением из-за Северского Донца. Красноармейцы из противотанкового оружия расстреливали прямой наводкой огневые точки противника.

Трудное начало

В работе «Донетчина в годы Великой Отечественной войны. Известные и неизвестные страницы истории», посвященной 65-летию освобождения нашего края, в разделе «Оккупация» сообщается о том, что военнослужащие Красной Армии, которые перешли к партизанским действиям, на первых порах столкнулись с большими трудностями, связанными с незнанием тактики партизанской борьбы. Еще с большими трудностями встретились партийные и советские органы, а также органы НКВД, особенно в восточных областях, в том числе и в Сталинской.

Наспех созданные партизанские формирования горели желанием громить врага, но не имели ни опыта, ни достаточной подготовки, ни соответствующего оружия и снаряжения для ведения эффективной борьбы в тылу противника. Впоследствии этого многие из них либо несли крупные неоправданные потери, либо были просто неспособны организованно вступать в боевые столкновения с оккупантами. Партизаны слабо выявляли наиболее уязвимые объекты противника, действия были разрозненными, нецелеустремленными, малоэффективными.

Дефицит вооружения

Что касается вооружения, областным комитетом КП(б)У и городскими районными комитетами были выданы 1 068 винтовок, 66 пулеметов, 190 300 патронов, 258 мин, 500 гранат, 1 500 килограммов взрывчатых материалов, 14 запальных машинок, 550 метров детонирующего шнура. Понятно, что этого запаса было недостаточно, поэтому партизаны вынуждены были предельно экономно расходовать боекомплект. Основной оружейной базой также стали поля летних сражений 1941 года. Наступавшие немецкие войска не подбирали оружие и снаряжение разбитых частей Красной Армии – оно и являлось одним из основных источников вооружения партизан.

Во многих местах большое количество оружия было спрятано местным населением, сохранившим таким образом от коррозии многие тысячи единиц. По мере установления связей партизан с местными жителями это оружие стало добровольно передаваться в партизанские отряды. Во многих случаях даже на вывезенных складах удавалось достать что-нибудь ценное, например, сменные стволы к ручному пулемету Дегтярева ДП-27. Подготовительным этапом к изготовлению самодельного оружия в партизанских отрядах в 1942 года в большей части случаев был ремонт оружия.

Кустарное производство

Очень быстро партизаны начали сталкиваться с проблемой поврежденного оружия. Постепенно, в ходе боевой деятельности отрядов, в руках партизан стало скапливаться все больше и больше образцов оружия, имеющего серьезные повреждения. По мере роста и укрупнения бригад проблема нехватки оружия становилась все более острой. Очередные поражения Германии на фронтах и проведение политики геноцида населения способствовали тому, что все большее количество мирных жителей приходило в отряды. Пополнялись они также за счет военнопленных, бежавших из немецких концлагерей. Большинство пришедших людей оружия не имело.

Полностью решить проблему снабжения оружием партизанам не удалось даже к моменту освобождения края. Также из-за линии фронта приходили диверсионные красноармейские группы, которые создавали новые партизанские отряды или вливались в старые. С этого времени партизаны начинают знакомиться с новыми образцами вооружения Красной Армии: пистолетом-пулеметом системы Шпагина образца 1941 года – ППШ-41, а позже – системы Судаева – ППС-43. К 1943 году многие партизанские оружейники уже приобрели значительный опыт ремонта оружия. Они стали часто изготавливать отдельные запасные части к изношенному или поврежденному оружию.

Постепенно, единовременно и независимо друг от друга, у многих оружейников стала возникать идея копирования заводских систем оружия, прежде всего пистолетов-пулеметов как несложных в изготовлении. Одной из самых простых конструкций был пистолет-пулемет системы Дегтярева образца 1940 года – ППД-40. Это оружие часто использовалось в начальный период войны командирами Красной Армии. Общая компоновка и схема оружия позволяли широко использовать при его изготовлении водопроводные трубы для затворной и ствольной коробки, любой ствол калибра 7,62 мм и детали автомашин для затвора.

Партизанские Кулибины

Следующим значительным шагом партизанских мастеров-оружейников стало создание собственных конструкций оружия и воплощение своих замыслов в металле. Конструирование огнестрельного оружия является тяжелой задачей, требующей значительных технических и инженерных знаний. Обычно изобретением оружия занимаются целые коллективы, используя большое количество промышленного оборудования. Партизаны были вынуждены ограничиваться малым, однако их технологические схемы и образцы оружия, изготовленные ими, зачастую не уступали образцам промышленного производства, хотя и требовали больших затрат времени. Руководство отрядов старалось обеспечить мастерские людьми, а также необходимыми для работы материалами и инструментами.

С материалами обычно не было принципиальных проблем. Для изготовления использовался самый разный металлолом, который мог найтись в деревнях и добытый партизанами на диверсиях против немцев. Самые ответственные части оружия – нарезные стволы – добывались из частей стволов от поврежденного и неработающего заводского оружия: винтовок Мосина, пулеметов ДП-27, ДТ-29 и других, которые имели калибр 7,62 мм.

Для изготовления затворной рамы и крышки – деталей, внутри которых двигается затвор, — использовалось любое листовое железо толщиной 0,8 — 1,2 мм. Это могли быть патронные ящики, бензиновые бочки и другой листовой металл. Значение самодельного автоматического оружия для партизан тяжело переоценить. Это оружие изготавливалось потому, что именно автоматического оружия катастрофически не хватало партизанам. Особенности партизанской борьбы сильно отличают тактику боя партизан от тактики боя регулярных армейских соединений.

Потребность в скорострельности

Основа партизанской тактики – метод «удар и отход» – требовала значительной интенсивности стрелкового огня за небольшое время. Исход боя мог решиться за несколько минут, поэтому большую роль играла скорострельность оружия. Основная масса партизан была вооружена магазинными 5-зарядными винтовками. Однако из них можно было выстрелить не более чем 20 — 30 раз в минуту. Из пистолета-пулемета можно стрелять в 3 — 5 раз быстрее. Пистолет-пулемет – это индивидуальное огнестрельное автоматическое оружие, спроектированное под пистолетный патрон.

Выдающийся оружейник В. Федоров в книге «Эволюция стрелкового оружия» в 1939 году писал: «Пистолеты-пулеметы являются оружием сравнительно молодым, выдвинутым опытом мировой войны, причем еще до настоящего времени не везде усвоена мысль о той громадной будущности, которую со временем будет иметь это чрезвычайно мощное, сравнительно легкое и в то же время простое по своей конструкции оружие при условии его некоторых усовершенствований… В пистолетах-пулеметах блестяще разрешена задача: дать пулеметный огонь при боевых столкновениях на близких расстояниях, когда в более сильных винтовочных патронах нет никакой необходимости…». Таким образом, с самого начала и до конца действия партизанских отрядов потребность в оружии и боеприпасах сохранялась. Тактика же ведения партизанской борьбы была хоть и не совершенной, но достаточно эффективной.

Автор Анастасия ПРОЦЕНКО. Использованы материалы Государственного архива ДНР

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи