Как преодолеть нарушение письменной речи у младшего школьника

Обучение письменной речи – один из самых важных этапов обучения в школе. Некоторые учащиеся начальных классов испытывают при этом большие трудности и допускают множество специфических ошибок на письме. Основная причина таких ошибок – недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Овладение письменной речью – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного. Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии (дисграфия – частичное, специфическое нарушение процесса письма).

СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ФОРМ ДИСГРАФИИ:

Артикуляторно-акустическая. Суть ее состоит в следующем: ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами — пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

Акустическая. Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие – глухие (Б–П; В–Ф; Д–Т; Ж–Ш и т. д.), свистящие – шипящие (С–Ш; З–Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч–Щ; Ч–ТЬ; Ц–Т; Ц–С и т. д.).

Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т. д.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:

  • пропуски букв и слогов;
  • перестановка букв и (или) слогов;
  • недописывание слов;
  • написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»;
  • повторение букв и (или) слогов;
  • контоминация – в одном слове слоги разных слов;
  • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.

Аграмматическая дисграфия. Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т. е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3 класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

Оптическая дисграфия. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в д у…

Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

  • недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т. д.;
  • добавление лишних элементов;
  • пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; • зеркальное написание букв.

Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим родителям заниматься с ребенком.

ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ДИСГРАФИИ ПРЕДЛАГАЮ СЛЕДУЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:

  1. «Корректурная правка». Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т. д.
  2. «Диктант». Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Ошибки пометьте на полях (а не в самом тексте!) зеленой или черной ручкой (не красной!). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность самостоятельно найти ошибку и не зачеркивать, а стереть ее, написать правильно.
  3. «Пропущенные буквы» («Пропущенные слоги»). Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах.
  4. «Змейка», «Улитка», «Яблочная карусель» – дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.
  5. «Реши пример». Игра помогает уточнить и дополнить у детей знания о составе слова («дом» + «ик» = «домик»).
  6. «Какие слова спрятались». Ребенку нужно найти в одном слове другое («Начался первый курок (урок)»). Такая игра помогает формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, навыки чтения и письма.
  7. «Увеличь предложения». Предложите ребенку прочитать текст, а потом увеличить его словами из разных частей речи (прилагательными, наречиями и т. д.). Каждое предложение нужно увеличить на 1–2 слова. Эта игра помогает закреплять знания детей о частях речи, умения согласовывать слова во фразе, совершенствовать навыки связной речи.
  8. «Лабиринты». Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
  9. «Измени слова по образцу» (игры на развитие лексико-грамматического строя): «Назови ласково», «Один – много – нет», «Большой – средний – маленький», «Какой – какая – какие», «Чей, Чья, Чьи» и т. д. Все измененные слова записываются ребенком под внимательным контролем взрослых.
  10. Кроссворды, филлворды, ребусы, шифровки и др. игры со словами помогают детям развивать мышление, слуховое и зрительное внимание и память, навыки звукобуквенного анализа, навыки письма;
  11. «Доскажи словечко» (в рифму), «Найди сходства», «Найди отличия», «Найти пару», «Найди, какие предметы спрятались» (на картинках и в словах) и др. игры для развития зрительного и слухового внимания.
  12. «Что изменилось», «Чего не стало», «Запомни и повтори» со словами и картинками и т. д. Игры такого типа направлены на тренировку памяти (зрительной, слуховой).

Хочу предложить несколько практических несложных советов для повышения уровня мотивации к письму.

Организуйте письменное общение. Дома это может быть деловая и одновременно остроумная переписка между детьми и работающими родителями. В школе – специальные записки-рекомендации учителей с просьбой письменного ответа. Кстати, появился дополнительный стимул: e-mail и sms… Правда, существует парадокс: ребенок может писать на компьютере грамотнее, чем в тетради, потому что при печатании слова исчезает один из элементов письма – моторика.

Верните из прошлого поздравительные открытки, адресованные бабушкам и дедушкам, тетям и дядям в другие города. Теплые слова, написанные красивыми ровными буквами, да еще и без ошибок! Одним – приятно, другим – полезно!

Можно предложить ребенку вести дневник, в который он ежедневно будет заносить все мало-мальски значимые события, произошедшие в течение суток. Попробуйте заинтересовать этим ребенка. Просто, полезно и модно – сегодня дневники ведутся даже в Интернете.

И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ:

Если ребенку задали на дом много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех.

Необходимо помнить, что дисграфия – это речевое нарушение, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные занятия с ребенком дома по устранению дисграфических ошибок обязательно дадут положительные результаты.

Татьяна СЕРАФИМОВА,

учитель-логопед высшей категории управления образования администрации Старобешевского района

Print Friendly, PDF & Email

Новая жизнь Районная еженедельная газета. Выходит с 13 января 1932 года. Объем – 12 полос, 2 цветные, телепрограмма. Освещает события Старобешевского района. Охват аудитории – Старобешевский район.

Похожие записи