Как Донецкий цирк отметит свой юбилей

Этой осенью Донецкий государственный цирк «Космос» отмечает 50-летний юбилей. Сначала – программой «Золотые звезды манежа», в которой примет участие легендарный дрессировщик Виталий Смолянец. А на 20 сентября запланирован торжественный вечер при участии генерального директора Большого Московского государственного цирка, представителя известной цирковой династии Эдгарда Запашного, генерального директора и художественного руководителя Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максима Никулина, советского и российского жонглёра, председателя Союза цирковых деятелей России Евгения Беляуэра, а также Анатолия Марчевского, прославленного клоуна, много лет руководившего Екатеринбургским цирком.

«Приезд таких гостей говорит о высоком авторитете нашего заведения среди  артистов, — считает генеральный директор — художественный руководитель Донецкого цирка Юрий Кукузенко. — Помогает в подготовке праздника и Донецкий краеведческий музей – мы открываем совместную экспозицию. Кроме того, при поддержке Министерства связи ДНР состоится гашение юбилейной марки. Эту процедуру мы хотим доверить Максиму Никулину. Его отец, Юрий Никулин, тоже в своё время приезжал в Донецк, сидел в жюри, встречался со зрителями. А рекордсменом по выступлениям в нашем городе можно назвать знаменитого клоуна Олега Попова. Он провёл здесь более 300 выступлений. Вообще за эти годы у нас побывали почти все звезды советского цирка. В Донецке много людей экстремальных профессий – шахтёров, металлургов, машиностроителей. Они знают цену риску и огромному труду, потому всегда тепло принимают артистов. Цирковое искусство – самое честное, под фонограмму трюк не исполнишь».

Немного истории

Цирковое искусство существовало на территории Донбасса ещё до революции. Первый стационарный цирк в Донецке построили в 1925 году, но через восемь лет он сгорел. В середине 30-х был построен цирк в Макеевке, на тот момент – самый крупный в Украине и второй по величине в СССР. Уже в 1943 году здание сожгли итальянские солдаты.

И только к 100-летию Донецка, по инициативе первого секретаря Донецкого обкома Компартии Украины Владимира Ивановича Дегтярёва, у города появилось новое здание цирка. Причём построено оно было по экспериментальному на тот момент проекту Новосибирского цирка, с крышей-козырьком вместо купола.

Когда в 1996 году Юрию Кукузенко предложили возглавить цирк, он думал создать здесь постоянную труппу, по аналогии с театральной. Но со временем понял, что это невозможно. Ведь в то время, как в театре у артиста несколько ролей в пьесах с разными сюжетами и эмоциональным посылом, цирковой артист сосредоточен на чём-то одном – он или дрессировщик, или жонглёр, или клоун и т.д. Постоянный номер, как бы он хорош ни был, зрителю быстро надоест. Потому Донецкий цирк – гостеприимная площадка для выступлений. Сейчас для него важна поддержка российских артистов, которые приезжают несмотря на все обстоятельства.

— Это не значит, что мы сами не занимаемся творчеством, — продолжает Юрий Кукузенко. – В Донецке и соседних городах было порядка 35 цирковых студий, их выпускники работают по всему миру. Эти коллективы приобщали детей к цирковому искусству, а цирк выбирал самых талантливых и выносливых артистов. Ведь цирковое искусство – тот же спорт, плюс творческая составляющая, нужна та же фанатичная преданность делу. Александр Кобликов из Тельманово свои первые шаги сделал на арене Донецкого цирка, обучался в образцовом эстрадно-цирковом коллективе «Арабески», сейчас работает во Франции. Он жонглирует сразу 14 шарами – это рекордное количество предметов. Эквилибрист Павел Станкевич, выпускник Угледарской школы искусств, стал артистом всемирно известного цирка du Soleil. Многие воспитанники народной цирковой студии «Мрія» под руководством Ирины Кожухаренко занимали призовые места на международных цирковых фестивалях в Риге и Монте-Карло. Перечислять можно долго.

Из жизни верблюдов и хищников

Из приглашённых артистов больше всего директору Донецкого цирка запомнилась программа из Узбекистана «Акробаты на верблюдах» под руководством Эдуарда Арзуманова. Тогда транспорт с самими верблюдами надолго задержали на границе. И наутро животные не могли встать на ноги из-за простоя. Представление уже готовились отменить, несмотря на аншлаг в зале. Но руководитель программы был опытный и попросил ведущего задержать публику. Животным принесли свежие веточки вербы, напоили, подождали, пока они сами поднимутся на ноги. Так что в финальной части представления наездники и верблюды вышли на манеж, а зрители были в восторге.

Юрий Кукузенко отмечает, что в цирке животные живут дольше, чем в дикой природе. Здесь их кормят и лечат. Даже хищники привязываются к человеку, который их растил. Было много случаев, когда животные, оставшиеся без дрессировщика, погибали. Ныне покойный укротитель Владимир Шевченко с болью рассказывал, как однажды отдал в хороший зоопарк пожилого льва. Там хищник отказался от еды и вскоре умер. Потому дрессировщики часто возят за собой животных, вышедших «на пенсию», кормят их за свой счёт. Также в наше время создаются лучшие условия для содержания тех же хищников. Они содержатся уже не в отдельных клетках, а прайдами (семьями). Это требует большого помещения и более затратно, но и гораздо гуманнее.

Когда львы – повседневность

Выдающиеся дрессировщики Владимир Гончаров и Виталий Смолянец – наши земляки, оба родом из Харцызска. При этом Виталий Смолянец в первый раз выступит на донецкой сцене. В 2015 году, спасая людей на обледеневшей трассе, укротитель лишился обеих ног. Но уже через год при поддержке семьи и друзей Виталий вернулся на манеж. Сейчас он — единственный в мире артист цирка, выступающий на протезах. Виталий очень востребован в цирковой среде, и зрители всегда аплодируют стоя профессионализму и силе духа дрессировщика.

По инициативе Росгосцирка и самого Виталия, который давно хотел выступить на родной земле, аттракцион «Империя львиц» прибыл в Донецк.

Корреспонденту «Донецка вечернего» удалось коротко пообщаться с дрессировщиком накануне выступлений.

— Виталий, вы часто бываете на Донбассе?

— Я здесь вырос, и постоянно приезжаю в Харцызск, в Донецк. Если что здесь и меняется – я этого не сильно замечаю. Всё происходит на моих глазах. Вы наверняка слышали о Владимире Гончарове. И он, и я – самоучки, мы из одного города, выросли в одном дворе, хорошо друг друга знаем. Часто советуемся по работе.

— Все львы попадают к вам ещё маленькими?

— Они попадали ко мне в разном возрасте. Кто-то — ребёнком, детёнышем, а кто-то – взрослым хищником. Дольше, конечно, привыкают к дрессировщику и к репетициям взрослые.

Я сам не из цирковой семьи. Но мои дети выросли вместе с этими львами и тиграми. Когда время придёт, они, может быть, тоже зайдут в клетку к хищникам. Пока у них есть такое желание. А если пропадёт – что ж, значит, им будет легче, чем мне.

— А вы работали с какими-то другими животными, кроме хищников?

— Пробовал ли я работать с другими животными? Нет. Советы давать пробовал, а чтобы работать с кем-то другим – надо жадно дышать к этому животному. Когда человек берёт на себя 100 профессий, как правило, ни одну из них он хорошо не сделает. Поэтому я расположен к тому, чтобы идти в одном направлении и быть специалистом, нежели хвататься за всё. Один мой племянник работает с медведями, другой племянник – с обезьянами, жена – с обезьянами и пони. Бывает такое, что я прихожу на репетицию и говорю: можно этот трюк так попробовать, а этот – вот так. Но сам другими животными не занимался. Даже желания нет – а это достаточный довод.

— С кем из артистов у вас особенно теплые отношения?

— Дружу я, конечно, со всеми артистами, у нас цирковое братство. Даже выделять никого не хочу: в цирке врагов нет, здесь все свои. Даже когда приезжают артисты, с которыми я никогда не работал, через два-три дня мы уже становимся друзьями.

Беседовала Динара ГАТАУЛЛИНА

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи