К Успению – через крестоношение и преображение

14 августа у православных христиан начинается самый короткий из многодневных постов – Успенский. Он продлится всего две недели и закончится 28 числа, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. Об особенностях и духовном смысле этого поста мы попросили рассказать настоятеля донецкого храма Рождества Пресвятой Богородицы Димитрия Трибушного.

 

— Успенский пост посвящен Богородице, однако его «реперными точками» являются три так называемых Спаса – три праздника в честь Господа Иисуса Христа. Наверное, это не случайное совпадение? Как можно истолковать такое переплетение? И какую «мораль» может извлечь из этого христианин?

— Прежде всего подобное «совпадение» является волей Самой Пречистой.  Богородица напоминает, что почитание Матери Божией неотделимо от почитания Ее Сына. Богородичные праздники и прославление Богородицы являются частью прославления Сына Божия и Пресвятой Троицы.

Кроме того, принимая участие в этих праздниках, мы участвуем в мистерии восхождения. Через крестоношение (Первый Спас) совершается наше преображение, открывается Божественное светоносное начало в человеке (Второй Спас)  и мы входим в Царствие Небесное как в свой родной дом, засыпаем, а не умираем в бытовом смысле этого слова (Успение). Третий Спас находится за пределами Успенского поста. Являя человеческий лик Бога, Церковь напоминает верным и миру, что наше спасение стало возможным только потому, что Бог стал человеком.

— Успенский пост всегда начинается с праздника Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня или, как говорят в народе, с Медового Спаса. Это, порой, вызывает своего рода когнитивный диссонанс у невоцерковленных людей: праздники ассоциируются с застольями и вкусностями, а в данном случае именно в этот день нужно начинать строгий пост. Почему бы не сдвинуть начало поста хотя бы на следующий день? Или в таком постном празднике есть особый смысл?

— Церковь понимает праздник не как раздолье и веселье, но как соучастие в событии. Было бы уместно веселиться, вспоминая о величайшей в истории мира трагедии – распятии Бога?

— Вообще, главный смысл поста, конечно, не в воздержании от пищи. Но именно во время Успенского поста ей уделяется большое внимание, об этом говорят даже народные названия его праздников – Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы. Не сильно ли это уводит от духовной сути праздников?

— Мне кажется, что только ленивый или человек, вовсе не интересующийся Церковью, не слышал из года в год повторяющееся — понятия Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы не имеют никакого отношения к Церкви и ее Евангелию. Это даже пароль или тест на церковность. Поздравили тебя с Медовым Спасом, значит, люди хорошие, но нецерковные.

— Почему Церковь довольно лояльно относится к разным языческим вкраплениям в христианство, не развенчивает ложную народную этимологию? Например, первый день поста называют не только Медовым Спасом, что уже искажает суть праздника, так еще его именуют Маковеем и считают праздником освящения мака, хотя мак тут вообще ни при чем. Но при этом даже во многих монастырях 14 августа готовят выпечку из мака. Не опровергают, а то и поддерживают в некоторые храмах и разные народные «каноны» — типа того, что грешно есть яблоки до Яблочного Спаса. Как вы это прокомментируете?

— Давайте назовем вещи своими именами. Не Церковь лояльно относится, а ее отдельные представители. Причем очень часто потому, что ищут любой способ привлечь людей в храмы.

Сейчас особенно трудно достучаться даже до тех, кто называет себя христианами. У всех — «Бог в душе». Но мало кто задумывается о том, как Он туда попал, есть ли Он на самом деле в душе и почему, когда Бог стал человеком, Он Сам посещал храм регулярно. У Него не было Бога в душе?

— Успенский пост самый короткий, к тому же выпадает на время летней расслабленности. Пока войдешь в его ритм, как он уже и кончился. Как быстро настроиться на нужную волну и успеть вкусить плоды поста?

— Думаю, что не нужно настраиваться и раскачиваться. Нужно поститься с первого дня. Начнешь настраиваться, а уже Успение.

— О главных праздниках этого поста – Преображении и Успении – написано очень много. Но скажите в двух словах, что они значат для вас?

— В двух словах? Для меня эти праздники – вечно длящаяся летняя Пасха, торжество прославления человеческой природы, а через нее — и всего мира, возвращение к замыслу Творца о космосе как светоносном теле Бога.

— Вы давно сочиняете стихи. Нет ли у вас стихотворения, на написание которого вас вдохновили прекрасные праздники второй половины августа?

— Если бы вещи застигнуть врасплох,

  Дерзкой открытости не испугаться.

  В каждой былинке скрывается Бог,

  Каждая ива торопится в святцы.

  Спрятали Господа в звук звонари.

  К Богу плывут облака‐недотроги.

  В этой истории, как ни смотри,

  Всякая жизнь завершается Богом.

Беседовал Сергей ГОЛОХА

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи