К нам едет… Михалков!

Продолжается укрепление культурных связей между Донецкой Народной Республикой и Российской Федерацией. 3 февраля в большом концертном зале им. П. И. Чайковского Московской консерватории выступил Академический симфонический оркестр им. С. С. Прокофьева из Донецка. Главный дирижер музыкального коллектива Владимир Заводиленко рассказал о поездке в Москву, и о некоторых особенностях работы дирижера.

– Владимир, расскажите о вашей поездке, по чьей инициативе прошло выступление в столице России?

– 3 февраля 2019 года наш симфонический оркестр выступил в Москве. С нами играли такие выдающиеся солисты, как народная артистка России Ирина Бочкова, народный артист России Виктор Симон, заслуженный артист России Граф Муржа, а также лауреаты международных конкурсов Глеб Степанов, Жоау Шавье и Алексей Стариков.

Нас пригласил знаменитый российский виолончелист Глеб Степанов, который является художественным руководителем Крымского международного музыкального фестиваля. Наше сотрудничество стало традиционным – он уже в военное время неоднократно приезжал в Донецк и выступал с симфоническим оркестром Донецкой филармонии.

Необходимо отметить, что большое содействие поездке Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева в Москву оказал Русский центр. Можно сказать, что без его помощи выступление бы не состоялась.

Московская консерватория является одним из центральных мест культурной жизни всей России, и зал, в котором мы выступали, является одним из лучших залов России. В нем выступали знаменитые дирижеры и музыканты, и для любого коллектива считается за честь выступить там.

– С какими сложностями вы столкнулись во время поездки?

– Сложность для нашего оркестра заключалась в том, что мы приехали 2-го февраля и первый раз смогли порепетировать с солистами уже поздно вечером. До полуночи мы репетировали. Конечно же, после длительной поездки нашим музыкантам было непросто. А уже на следующий день состоялось наше выступление. Так что физически было тяжело, но музыкантов вдохновила сама атмосфера московской консерватории и очень уважительное отношение солистов к нашему оркестру. Они были поражены тем, что у нас культура игры на музыкальных инструментах находится на таком высоком уровне и оркестр находится в очень хорошей форме.

– Какие впечатления от выступления, как принимала публика?

– Было очень приятно, что зал, вмещающий в себя более полутора тысяч человек, был практически полон. Для дневного выступления это очень хорошо.

Наш оркестр выступил очень достойно, публика принимала нас великолепно, практически после каждого выступления люди стоя аплодировали. Все солисты были очень яркие. В конце выступления мы исполнили Первый фортепианный концерт Прокофьева с солистом Алексеем Стариковым. Он действительно играет по-прокофьевски, а так как мы являемся носителями традиций музыки Прокофьева, то это произведение было сыграно буквально на ура.

Я хочу поблагодарить всех, кто нам содействовал в этой поездке. И, конечно же, хочется поблагодарить оркестр за мужество, за понимание, за умение собраться и полностью раскрыть свой потенциал. Коллектив был как единый монолит, и молодые и уже опытные музыканты выступили на отлично.

– При таком плотном графике вы успели с кем-то встретиться в Москве?

– Помимо концерта у меня была запланирована встреча с классиком современной русской музыки Эдуардом Артемьевым. Мы встретились с ним 2 февраля, и было очень приятно обсудить с ним детали нашего сотворчества. Эдуард Николаевич создал сюиту к кинофильму «Сибирский цирюльник», и первым ее исполнителем в концертном варианте был наш симфонический оркестр. Эта мировая премьера состоялась 28 января 2019 года, и я привез ее запись Эдуарду Николаевичу. Она ему очень понравилась, и мы обсудили детали, которые можно улучшить. В целом он отметил, что все получилось воодушевляюще. Композитор выразил желание посетить наш город и побывать на концерте.

В прошлом году он отметил 80-летие, и концерты, посвященные юбилею Артемьева, проходили по всей России. И мы как бы продлим эти юбилейные выступления, но наш концерт будет примечателен тем, что будет звучать только музыка из «Сибирского цирюльника». В нем будут заложены все лучшие человеческие качества, и мы постараемся раскрыть все самые лучшие стороны души русского человека.

Как рассказал Эдуард Николаевич, они с Никитой Сергеевичем Михалковым беседовали по поводу нашей донецкой премьеры, и у знаменитого режиссера тоже есть желание приехать к нам в гости. Это было бы очень здорово – люди с большой историей за плечами, несущие высокую культуру, нужны нам здесь для поддержки и вдохновения. Такие встречи могут принести большую пользу людям и нашей Республике. Сейчас ведутся переговоры о дате приезда этих замечательных людей в Донецкую Народную Республику.

Побывав у Эдуарда Николаевича, я был очень вдохновлен его духом и его отношением к жизни. Он очень простой и великодушный человек.

В целом поездка получилась очень насыщенной. Уже после концерта были встречи с дирижерами, композиторами, музыкантами и общественными деятелями. Все выражали свое восхищение и радость по поводу нашего приезда. Говорили, что наш визит – это напоминание о том, что Донецк и Москва – это одна культура. Само наше выступление с московскими солистами – наглядный символ нашего объединения.

– Владимир, каково руководить таким большим коллективом?

– Весьма непросто, когда работаешь с людьми, которые давно трудятся в коллективе и уже повидали многое. Когда ты молодой дирижер и тебя есть какие-то свои творческие решения, планы, свое видение, порой сталкиваешься с определенными трудностями. Я, еще будучи студентом, создавал камерный оркестр и мы играли в разных залах, это гораздо проще. Ты пригласил музыкантов, заинтересовал их своим творчеством, и правила в такой ситуации устанавливаешь ты. И создаешь особую атмосферу. А когда атмосфера уже есть и ее приходится менять под себя, это очень непросто…

– Многие слушают музыку, чтобы отдохнуть от работы. Но у вас и так вся жизнь связана с нею. Какую музыку слушаете дома, в дороге?

– У меня двое детей, поэтому дома постоянно приходится что-то слушать. Сказки или мультики, а там такие въедливые музыкальные темы, что ты потом долго не можешь от них избавиться. Например, в мультике «Кот-рыболов», где и соло трубы, и оркестр играет, или в особенно любимом мультфильме моего сына «Кошкин дом»: «Купила пианино я у одного осла»… Тебе надо симфонию учить, а ты от этих тем избавиться не можешь (смеется). Нет, конечно же, переключаться научился. Потому что пока с одной программой работаешь, нужно учить уже следующую. Когда приходишь домой, надо уделить внимание семье, поэтому работаю по ночам.

– Какие ваши любимые концертные программы, созданные за последние несколько лет?

– Это недавний концерт Артемьева, также мне очень помнятся симфонии, которые мы исполняли в 2015–2017 годах. Например, Вторая симфония Рахманинова, Первая симфония Сибелиуса – музыканты просто прекрасно их исполнили. Но самое отрадное – это то, что мы исполнили в феврале 2015 года Седьмую симфонию Шостаковича. А совсем недавно мне сообщили о том, что в Санкт-Петербурге в ходе мероприятий к 75-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады было использовано наше выступление. В школах детям рассказывали о Великой Отечественной войне, о блокаде и поставили запись выступления именно нашего симфонического оркестра. Это было очень трогательно.

Ростислав Шинкаренко, газета «Донецк Вечерний»

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи