Из партийных работников в партизаны

“Все для фронта, все для победы!” — этот боевой призыв Коммунистической партии с самого начала Великой Отечественной войны стал законом трудовой и ратной жизни Донбасса.

Только в начале войны область дала армии десятки тысяч воинов. В октябре 1941 года на фронт ушло еще 61245 трудящихся области. Только за две недели войны в военкоматы, партийные и комсомольские организации области, по неполным данным, было подано 20 тысяч заявлений добровольцев об отправке их на фронт. С большим энтузиазмом трудящиеся вступали в истребительные батальоны. Активно шло формирование народного ополчения. Всего в Донецкой области в народное ополчение вступило 220 тысяч человек. Немеркнущей славой покрыли себя шахтерские ополченские дивизии под командованием К.И.Провалова (383-я стрелковая дивизия), А.И.Петраковского (395-я стрелковая дивизия), И.Д.Зиновьева (393-я стрелковая дивизия).

По призыву партийных организаций сотни тысяч трудящихся Донбасса вышли на строительство оборонительных рубежей. Только в сентябре 1941 года ими было вынуто 17 миллионов кубометров грунта, построено несколько оборонительных линий протяженностью в сотни километров и более 20 тысяч других военно-инженерных сооружений.

В середине октября фашистские войска вплотную подошли к Донбассу. Десятки тысяч донецких трудящихся под беспрерывными бомбежками вражеской авиации демонтировали предприятия и переправили их в глубь страны. Там они в рекордно короткий срок организовали производство военной техники, пополнив ряды карагандинских шахтеров, уральских металлургов и машиностроителей. В величественном подвиге тружеников советского тыла, обеспечивших Красную Армию могучей боевой техникой, большая заслуга принадлежит и эвакуированным из Донбасса коллективам трудящихся.

А те, кто оставался на родной донецкой земле, готовились к суровой борьбе с оккупантами. Их девизом был призыв ЦК КП(б)У и СНК Украины; “Настал час, когда каждый, не жалея жизни, обязан до конца выполнить свой священный долг перед Родиной, перед своим народом! Где бы ни появился враг — он должен найти себе могилу! Пусть каждая хата и дом, пусть каждый город и село несут смерть гитлеровским разбойничьим бандам”.

Руководствуясь указаниями ЦК ВКПб) и ЦК КПб)У, партийные организации области развернули широкую работу по созданию подполья и партизанских отрядов. Непосредственное участие в этой работе приняли прибывшие в Донбасс секретарь ЦК КП(б)У Д.С.Коротченко и специальная группа ЦК ВКПб) (Е.М.Ярославский, Р.А.Руденко, Я.В.Сторожев и другие). Д.С. Коротченко и секретари обкома П.М.Любавин, Л.Г.Мельников, П.Р.Волков провели инструктивные совещания и индивидуальные беседы с секретарями горкомов и райкомов о создании подполья, ознакомили их с правилами и техникой конспирации.

В конце августа по решению ЦККП(б)У в Донецке была создана специальная школа, готовившая кадры для подпольной и партизанской борьбы. За короткий срок здесь прошло обучение более 830 инструкторов-подпольщиков, диверсантов и партизанских руководителей — в среднем по 25 человек для каждого района области.

Особое внимание было уделено подбору секретарей подпольных горкомов и райкомов партии. Кандидатуры тщательно обсуждались и утверждались на заседаниях бюро обкома. Всего Донецкий обком утвердил 31 секретаря подпольных горкомов и райкомов партии. Это были энергичные, молодые по возрасту партийные работники (1901- 1910 годов рождения). Все они обладали опытом партийной и советской работы. Но, естественно, не были знакомы с партийной работой в условиях подполья. Учить же их было некогда: враг находился у ворот Донбасса. Опыт подпольной работы предстояло приобретать в ходе борьбы с оккупантами.

Большая работа была проведена на местах. В районы были командированы секретари и заведующие отделами обкома, члены специальной группы ЦК ВКПб). С их помощью подбирались руководители подполья, связные, явочные квартиры, устанавливались пароли. В октябре при горкомах и райкомах партии состоялись инструктивные совещания секретарей подпольных партийных организаций и связных, на которых они были ознакомлены с методами и техникой подпольной работы.

Ко времени вынужденного отхода Красной Армии с территории западных и центральных районов Донбасса в области уже была создана довольно разветвленная сеть подполья. В Краматорске, Славянске, Енакиево, Константиновке и Дружковке были оставлены подпольные горкомы, в Горловке, Сталино, Макеевке, Артемовске, Чистяково (ныне город Торез) наряду с горкомами были созданы и райкомы партии. В Амвросиевке, Авдеевке, Александровке, Красноармейске, Дзержинске, Доброполье, Селидовке, Яме, Старобешево, Волновахе, Мангуше, Марьинке, Ольгинке, Володарске и Красном Лимане были оставлены подпольные райкомы партии. В Мариупольском, Харцызском, Больше-Янисольском, Буденновском и Снежнянском районах вследствие быстрой оккупации их противником создание подпольных организаций не было завершено, но и здесь остались небольшие партийные организации. Всего во вражеском тылу было оставлено 9 подпольных горкомов, 7 городских райкомов, 15 райкомов партии, 104 партийные организации, в которых объединялось более 550 коммунистов.

Одновременно была скомплектована широкая сеть комсомольского подполья. Под руководством партийных органов с участием секретаря ЦК ЛКСМУ Н.А.Кузнецова в области были созданы подпольный обком, 6 горкомов и 23 райкома комсомола. В них входило 89 комсомольских организаций, насчитывавших около 500 комсомольцев.

Кроме подпольных партийных и комсомольских организаций на оккупированной территории были оставлены отдельные группы и 700 коммунистов и комсомольцев, получивших индивидуальные задания по разведке и диверсиям.

Донецкая партийная организация выделила для работы в подполье и среди партизан более 2300 коммунистов.

Для непосредственного руководства подпольной борьбой и партизанским движением в области в октябре 1941 года был создан подпольный обком КП(б)У в составе трех человек. Секретарем обкома был утвержден работавший до этого первым секретарем Славянского райкома КП(б)У Максим Аникеевич Платонов, членами обкома — бывший парторг ЦК ВКП(б) на шахте № 5/6 им. Димитрова Красноармейского района Семен Николаевич Щетинин и бывший парторг ЦК ВКП(б) на шахте № 4/21 в Донецке Алексей Федорович Иванов. Местом пребывания подпольного обкома партии был определен город Горловка. Здесь оставался Щетинин, утвержденный одновременно секретарем Горловского подпольного горкома партии. Платонов должен был находиться в рабочем поселке Яма, Иванов — в Енакиево.

Созданное еще до вражеской оккупации области подполье сыграло в дальнейшем большую роль в борьбе с захватчиками. Постоянно расширяя свои ряды, подпольщики наносили разящие удары по врагу, поднимали на борьбу широкие народные массы, указывали им наиболее эффективные формы и способы борьбы.

Продолжение следует…

Print Friendly, PDF & Email

Похожие записи