Искусство в широком формате

23 сентября в столице Донбасса торжественно отметили 80-летие Донецкого республиканского художественного музея. О сегодняшнем дне учреждения культуры мы пообщались с его директором Надеждой Анищенко

Музейный калейдоскоп

– Надежда Сергеевна, как изменился музей за последние несколько лет и что для этого было сделано?

– Да, действительно, в последнее время палитра музейных предложений существенно изменилась и заиграла новыми красками: музей активно внедряет новые формы работы, среди которых разнообразные детские музейные проекты, экскурсионные модули с арт-терапевтическим компонентом, бинарные уроки, музейные квесты, творческие мастерские, арт-детективы, игры-приключения, интенсив-семинары, пресс-туры, активные детские локации, музейная анимация.

Наш музей создает и особое рекреационное пространство за пределами музейных залов. Это уличные презентации, пленэры, арт-десанты, выездные занятия, лекции.

Анализ посещаемости и количества экскурсий говорит о положительной динамике работы, востребованности и успешности наших музейных проектов. Число музейных экскурсий, занятий и творческих мастерских за последние 7 лет увеличилось в 7,5 раза, с 333 до 2 500.

Этим летом начала работу Детская музейная студия, удачно сочетающая теорию и практику, дающая прекрасную возможность знакомиться с миром искусства, творить в пространстве музейной коллекции, вдохновляясь работами и раскрывая в себе творческий потенциал.

Активная, неформальная работа с детьми – наш осознанный выбор, который поддержали наши посетители. Сегодня мы не мыслим своей работы без творческих мастерских, без интересных музейных квестов, без арт-детективов и игр-приключений, без проекта «Выходные в музее», без художественной студии Юрия Зорко, без музейного абонемента «Творческие мастерские для творческих детей»…

В 2019 году начала работать музейная арт-шпаргалка – неожиданный для нас формат работы, в котором мы сделали ставку на наш образовательный ресурс. Это интенсив по стилям и жанрам для тех, кто хочет научиться видеть искусство, чувствовать и любить его.

Все чаще мы включаем в музейную коммуникацию интригу, игру, диалог, звуки, запахи, мультипликацию – ведь посетителя нужно увлечь, а не просто продать билет.

Сегментация нашей аудитории подсказала новые возможности для музейных активностей. И в этом году мы открыли программы для «третьего возраста»: лекции-беседы, творческие мастерские, арт-терапевтические занятия.

Мы хотим использовать безграничные возможности художественного музея для гармонизации, преодоления посттравматических тревожных состояний и эмоциональных проблем, а возможно, дать толчок для поиска новых смыслов и вдохновения.

– Можно сказать, что музей изменил лично вашу жизнь, наполнил ее новыми красками?

– Если честно, работа в музее перевернула мою жизнь, заставила смотреть на мир другими глазами… Сегодня я уже не мыслю себя без любимого музея, без ставшего любимым дела. Каждую секунду каждого дня все мои мысли, идеи, планы, заботы, надежды связаны с Донецким республиканским художественным музеем. И я понимаю, что язык музея помогает не только открыть внутренний мир человека, но и понять наши чувства, эмоции, переживания, а еще – сделать мир добрее, красивее, гармоничнее.

Противники шаблонов

– Мнение, что музеи сегодня теряют свою популярность, особенно среди молодежи, соответствует истине или это предубеждение?

– Категорически не могу согласиться с этим утверждением. Среди гостей музея по-прежнему много молодежи. Наши выставки разноплановы, и каждый из пришедших находит в экспозиции что-то свое. Кроме того, в восприятии произведений искусства зрителем большую роль играет подача материала, а разработанный коллективом музея комплекс игровых экскурсий и занятий позволяет вовлечь в искусство, заинтересовать им еще большее количество посетителей.

– Хотелось бы подробнее узнать, как проходит разработка детских проектов. Как проявляют себя их участники, дети? Довольны ли родители?

– Нельзя говорить о том, что существует универсальный рецепт разработки занятия или мастер-класса. Пожалуй, ни один из музейных интерактивов не был разработан по определенному шаблону, каждый являлся результатом творческой работы автора. Поэтому наши занятия так не похожи одно на другое. К тому же разработкой занятий и мастер-классов в музее занимаются практически все сотрудники, у каждого из которых свой опыт работы, собственный подход к организации и проведению занятий, свои сильные стороны (так, одному ближе разработка квеста, а другому – прикладного мастер-класса). На сегодня музейные предложения пользуются огромным спросом у посетителей – как взрослых, так и самых маленьких. Многие принимают участие в тех или иных мероприятиях неоднократно. В результате довольны не только ребята и их родители, но и авторы проектов. Согласитесь, приятно, когда результаты твоей работы вдохновляют гостей музея на собственное творчество.

– Художественная студия Юрия Зорко, одного из ведущих донбасских мастеров живописи, – особая изюминка музея. Как родилась идея создать совместный проект?

– Идея создания такой студии витала в воздухе очень давно. Мы сами себе задавали вопрос: почему в лучшем художественном музее города нет такого интересного и нужного предложения? Но нам очень хотелось, чтобы занятия проходили в особом формате, чтобы это не было похоже на обычную лекцию или урок. Занятия решили проводить в экспозиции музея. Вести студию пригласили Юрия Валентиновича Зорко – народного художника Украины, очень светлого и доброго человека, который легко находит общий язык с детьми и умеет заинтересовывать аудиторию. Художественная студия Юрия Зорко стала интересным и востребованным бренд-нюансом нашего музея.

Межкультурный диалог

– На каком уровне сейчас находится интеграция с Россией и как влияет этот процесс на имидж Донецка?

– Одним из интересных и плодотворных направлений деятельности музея стал культурный обмен, взаимодействие с учреждениями культуры Российской Федерации в рамках интеграционного комитета «Россия – Донбасс». У нас с успехом прошел цикл лекций Ассоциации искусствоведов Российской Федерации: «Русское искусство конца XIX – начала XX века. Мастера и стили», «Влияние Востока на европейский костюм», «Образ России в русской скульптуре Нового времени», «Материал как средство образного решения в русской скульптуре Серебряного века» и ряд других. Это отличная возможность для дончан услышать московских искусствоведов, задать вопросы, получить консультацию по интересующему вопросу.

Благодаря интеграционной программе в нашем музее открылось пять выставок из крупных музеев Москвы и Санкт-Петербурга. В рамках интеграционного комитета «Россия – Донбасс» нашим музеем были организованы и с успехом проведены выставки на территории Российской Федерации. В сентябре 2017 года в Доме дружбы народов Татарстана открылась выставка живописи донецкого художника и скульптора Равиля Акмаева. А уже в августе 2018 года Акмаев представил свою выставку «Друг из Донецка» в Воронежском областном художественном музее им. И. Крамского.

В январе прошлого года в Санкт-Петербурге, в Государственном мемориальном музее А. В. Суворова, торжественно открылась выставка Донецкого республиканского художественного музея «Оплот Донбасса» – удачный пример творческого содружества двух талантливых художников: дончанина Владимира Бауэра и москвича Максима Фаюстова. Их картины написаны в сражающемся Донбассе в 2014–2017 годах и отражают повседневный подвиг его защитников и мирных жителей в борьбе за свое право на свободу и независимость. Это открытие очень символично и очень почетно: герой России, великий полководец, генералиссимус, участвовавший в 60 сражениях, ни разу не познавший поражения, и выставка о борьбе, трагедии и духовной стойкости сегодняшнего Донбасса, на чьей земле вот уже который год идет война. Отмечу, что выставка имела большой резонанс и стала настоящим откровением для искушенного питерского зрителя, донеся до него сегодняшнюю трагедию и героизм народа Донбасса.

– Все это открывает для художественного музея новые границы…

– Сегодня наш музей можно рассматривать как пространство для межкультурного диалога. Мы ищем партнеров по коммуникации, заинтересованных в использовании нашего культурного потенциала. Это, прежде всего, Донецк и другие города Республики. В таком контексте наш музей можно рассматривать как обязательный объект культурного туризма. Наши мини-экспозиции, выездные лекции, творческие мастерские работают на городских площадках по всей Республике.

Наш потенциал интересен и образовательным учреждениям ДНР, для которых мы создали целый ряд музейно-педагогических программ. Мы пытаемся активно взаимодействовать и с бизнес-структурами, дизайнерскими бюро, политическими деятелями, предпринимателями, понимая, что свои планы и проекты можно выгодно реализовать, наладив эффективный менеджмент.

Особенно активно сотрудничаем с другими музеями Республики и разрабатываем проекты сотрудничества с ведущими музеями России. Мы уделяем большое внимание новым информационным технологиям и направлениям интерактивности. У нас налажены связи со средствами массовой информации, где мы периодически презентуем свои выставочные проекты и просветительские программы.

Для нас очень важна обратная связь между участниками коммуникации: образовательными учреждениями, художниками, коллекционерами, общественными организациям, СМИ, органами власти и управления. Важную роль в развитии таких социокультурных коммуникаций играет наш музейный сайт. Сегодня мы также готовы стать методическим центром для местных музеев художественного профиля.

Сокровища и их ценители

– Насколько богат фонд художественного музея?

– Фондовое собрание нашего музея богато и разнообразно. За небольшой отрезок времени – благодаря масштабным поступлениям со всесоюзных, республиканских выставок, из фондов ведущих государственных музеев СССР – сформировалась уникальная коллекция живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, которая хронологически охватывает период от античного мира до сегодняшнего дня. Фондовое собрание ДРХМ по праву считается одним из лучших на постсоветском пространстве.

У нас хранятся произведения западноевропейских художников XVII–XXI веков – из Италии, Фландрии, Голландии, Франции, Германии и других стран. Гордость коллекции – полотна русских и украинских живописцев XIX–XX веков: И. Айвазовского, И. Шишкина, З. Серебряковой, О. Кипренского, К. Коровина, Р. Фалька, П. Кончаловского и многих других.

Значительную часть собрания представляет коллекция оригинальной и печатной графики, которая сегодня насчитывает более 10 тысяч единиц хранения. Это в том числе работы А. Саврасова, В. Васнецова, Б. Кустодиева, А. Байдемана, А. Маковского, С. Сорина, В. Шухаева, Н. Ре-Ми и других.

Значимое место в музейном собрании занимают произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства советского периода.

– Все ли произведения нашли своего зрителя?

– На сегодняшний день коллекция музея насчитывает более 16 тысяч единиц хранения. Со многими произведениями постоянные посетители имели возможность познакомиться на наших выставках. Однако есть и такие работы, которые никогда не выставлялись в экспозиции. В основном это полотна советских художников. Для этих картин характерен большой размер, и мы физически не можем разместить их в наших залах. Такие произведения с момента поступления в музейное собрание постоянно находятся в фондохранилищах, они сняты с подрамников, накручены на валы и лежат на стеллажах.

С уверенностью можно сказать, что в общей сложности донецкий зритель знаком с половиной музейной коллекции.

Год на подготовку

– 23 сентября музей отметил 80-летие. Как проходила подготовка к юбилею?

– К таким важным праздникам мы готовимся всегда очень скрупулезно и одновременно с большим увлечением. Нам хотелось сделать настоящий праздник для жителей Донецка и гостей города. Подготовка началась – вы не поверите – за год до самого торжества! Наши научные сотрудники заранее начали подготовку выставки «Античные сюжеты в западноевропейском искусстве», открытие которой произошло 23 сентября. На выставке представлено более 60 произведений живописи, графики, скульптуры, созданных западноевропейскими мастерами в период с XVI по XX век. Сюжетами для них послужили мифы и легенды Древней Греции и Рима, а также виды руин античных архитектурных памятников. На выставке экспонируются работы таких знаменитых мастеров, как А. Карраччи, Ш.-А. Дюфренуа, Дж. Б. Пиранези, С. Дени, Ш. Балвей.

Великолепными выступлениями порадовали наши друзья: актеры из Донецкой муздрамы им. М. М. Бровуна, юные таланты из «Донбасс Оперы» и музыканты Донецкой филармонии. Кроме того, в день праздника нас посетили гости из России: из Самарского областного художественного музея, Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника, Государственного музея-заповедника С. А. Есенина, Калининградского областного историко-художественного музея, Московской галереи «ГРОСart», Московского государственного университета им. М. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета, Ассоциации искусствоведов (Москва).

– С какими впечатлениями уезжали из Донецка российские гости?

– Наши коллеги из России с восторгом аплодировали актерам после спектакля в Донецкой муздраме, а также с интересом прослушали экскурсию в Ботаническом саду. В качестве приглашенных гостей они дали интервью на республиканском телевидении и радио. И мы уверены, что о Донецке – и, конечно, о нашем музее – у них остались теплые и яркие воспоминания и впечатления. На празднике прозвучало огромное количество поздравлений и теплых слов, мы получили множество приятных сюрпризов и красивых подарков.

Автор Евгения ШУЛЬЦ. Фото Валерия ЛУКИЧА и из архивов ДРХМ

СКВОЗЬ ВЕКА

В 1939 году в Сталино был основан музей изобразительного искусства, но уже в 1941-м он прекратил свое существование в связи с немецко-фашистской оккупацией. Только в 1958 году в Сталинском краеведческом музее был открыт отдел изобразительного искусства, а в 1960 году музей был возрожден как Сталинская картинная галерея.

С 1965 года культурное учреждение получило название Донецкого областного художественного музея, а в 1975-м сюда вернулись девять произведений живописи и графики из довоенной коллекции, спасенных во время оккупации Сталино местным художником Евгением Грейлихом. Они и стали основой коллекции возрожденного музея.

Новое музейное собрание формировалось за счет поступлений из республиканских и всесоюзных художественных выставок, из фондов ведущих государственных музеев СССР: Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, а также из даров художников и произведений, приобретенных в частных коллекциях. С годами в фондах музея сложилось несколько богатых и интересных коллекций, которые определили характер и формат музейной экспозиции.

С 2015 года учреждение называется Донецким республиканским художественным музеем.

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи