Где сегодня быть философу, как не в Донецке

21 ноября в Донецкой республиканской библиотеке для молодежи прошла презентация сборника «Философия на линии фронта», изданного Объединенным движением «Русская Философия» (Москва). В него вошли тексты ведущих философов, филологов и историков Донецка, Луганска и ряда российских городов. Они посвящены вопросам современной русской философии и вызовам, которые сегодня стоят перед всем Русским миром.

О том, как человеку продолжать служить истине в эпоху ожесточенной борьбы идеологий, на презентации книги говорили председатель Донецкого философского общества (ДФО) доктор философских наук, профессор кафедры политологии Донецкого национального университета Дмитрий Муза, старший преподаватель кафедры философии Донецкого национального технического университета Александр Ищенко, председатель Союза архитекторов ДНР Александр Пешехонов и другие гости мероприятия. По видеосвязи из Москвы донецких философов поддержали кандидат исторических наук, профессор кафедры информационной политики Высшей школы экономики Модест Колеров, а также философ, богослов и публицист Виктор Аксючиц.

Донецк – точка сборки Русского мира

Подробнее о задачах донецкой философии нашей газете рассказал секретарь ДФО, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Донецкого высшего общевойскового командного училища Андрей Коробов-Латынцев.

Андрей Юрьевич, вы чувствуете, что Донецк – особенная часть Русского мира, где сейчас происходят важнейшие события?

– Сам я родом из Сибири, потом жил в Воронеже, в Москве, теперь живу в Донецке. Здесь я встретил замечательных исследователей: Дмитрия Евгеньевича Музу, Никиту Олендаря, отца Димитрия Трибушного, Ивана Сергеевича Ревякова, Андрея Григорьевича Коновалова и многих других. Это настоящие деятели, пассионарии: профессиональные философы, ученые, библиотекари. Вместе с ними мы официально зарегистрировали Донецкое философское общество – теперь это одно из самых активных региональных отделений Русского философского общества. Это тоже часть интеграции с Большой Россией.

Донецк стал одним из основных центров Русского мира. Это точка притяжения, или, как говорят некоторые мои старшие товарищи, точка сборки Русского мира. Ни одна война из тех, что велись вокруг России в последние десятилетия, не вызывала такого ажиотажа, такого подъема, как события в Донбассе, который является сегодня некоей лакмусовой бумажкой. Когда произносишь при человеке слова «Донбасс», «Донецк, «ДНР», некоторые приходят в бешенство или стараются уйти от темы. Другие, напротив, оказываются одних с нами убеждений, то есть честных, открытых, русских. А значит, и всечеловеческих.

А зачем сегодняшнему Донецку нужны философы?

– Чем бы ни занимались философы всех времен, это вопросы смерти и войны. Игнорировать тему войны невозможно, особенно здесь, на линии фронта. Русский философ – не кабинетное существо, он ищет подлинной и честной жизни. Где ему еще сейчас находиться, как не в Донецке? Здесь актуализируются наши «проклятые» вопросы о смерти, жизни и любви.

Этим Донецк и привлекает интеллектуалов со всех концов света. У нас на прошлогодней философской конференции были гости из Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Воронежа, а также из Сибири и с русского Севера. Даже французы приезжают сюда и воюют, стараясь осознать происходящее. Один из них – ополченец Эрван Кастель, он в Донецке с 2014 года. Это мой товарищ, тоже философ. Есть и представители других наций.

Донецк сейчас – не просто точка сборки, здесь слышен вечный зов бытия. Как писал Достоевский, «бытие только тогда есть, когда ему грозит небытие». Русскому бытию сегодня грозит небытие, темные, бесовские силы, действующие, в том числе руками Украины. Больше всего эта угроза ощущаема в Донецке, а значит, здесь русское бытие наиболее сосредоточено.

Войны начинают и заканчивают философы

Донецкое крыло философии чем-то существенно отличается от общероссийского направления?

– Донецкими философами читаются те же тексты, обсуждаются те же проблемы, что и в Большой России. Но есть, конечно, региональная специфика. Например, персоналии, принадлежащие именно Донецку, – родившийся в Артемовске Павел Новгородцев, родившийся в Горловке политолог и философ Александр Панарин, чье имя знают по всему миру. В Москве регулярно проводятся Панаринские чтения. Еще – философ Николай Васильевич Смирнов, написавший книгу «Ложное сознание». Если бы ее издали сейчас, она стала бы философским бестселлером. Цитатами из нее можно характеризировать нашего несчастного неприятеля, «небратскую страну».

В Донецке концентрируются прежде всего на вопросах войны и мира. Собственно, война идет за Русский мир. Сегодня эти слова стараются опошлить, сделать их слишком официозными. ДФО ставит одной из задач философское определение понятия «Русский мир». Ведь это не слово из области политического сленга или квасного патриотизма. У этого понятия есть философские истоки.

Многие авторы, в том числе российские, сегодня обращаются к теме Донецка. Может ли человек со стороны воспринять и осознать, что у нас происходит?

– Да, появилось много текстов о войне на Донбассе. Есть художественные и документальные книги. Мы еще не до конца осмыслили происходящее, нам очень нужна эта рефлексия, взгляд назад на всю донецкую историю, особенно последних пяти лет. Взгляд историков, филологов и, конечно, философов, которые наиболее полно видят картину и возможный путь к победе.

Ядро сегодняшних событий – война. Но прежде, чем заговорят пушки, сталкиваются идеи. Потому войны начинаются и заканчиваются философами.

Русская идея – спасать мир от зла

На сегодняшний день в России нет официальной идеологии, ее боятся. Но есть же какие-то общие направляющие идеи?

– В России нет официальной идеологии, но есть два направления, которые постоянно сталкиваются. Либеральная идеология – очень голосистая, но непродуманная, ее сторонникам не хватает интеллектуального ресурса, у них нет героев, святых. Потому они стараются утащить к себе всех, кого могут: Летова, Башлачева, Чаадаева и др. Другая сторона – патриотизм. Здесь ситуация еще более размыта: есть правые, левые, консерваторы, радикалы, монархисты. Процесс взаимодействия между ними сложен, лучше всего это демонстрирует появление Навального на Русском марше (ежегодном шествии националистических движений в России и странах СНГ). Русский марш объединил всех, а значит – никого.

Все смешалось в нашей идеологии, и в этом смешении может разобраться только философ. В современных идеологических войнах есть спрос на философа. Но он не наемник, а человек с четкой позицией. Философ может показать, куда надо смотреть.

Сейчас не нужно разбираться, кто был бы «за белых», а кто «за красных» − это пройденный этап. Необходимо принять свое прошлое – сложное и противоречивое. Потому что мы не сможем разрешить будущие противоречия, если не разрешим для себя те, из-за которых погибали наши отцы. Философы могут помочь обществу с принятием прошлого.

Нынешняя противоречивая эпоха нуждается в философе-деятеле. Сегодня философию часто стараются подменить историей философии, чем-то мертвым, в чем можно бесконечно копаться. А ведь есть спрос на живое, на осмысление сегодняшней жизни.

– В чем же, собственно, состоит русская идея?

– Когда англичанин говорит о том, что такое Великобритания, – это вопрос политический. Когда же мы спрашиваем, что такое Россия, то сразу встаем на тропу философии. Русскую идею пытались описать с богословской, философской, политической стороны. Можно сказать так: роль России – быть тем, что в православии называют катехоном, то есть сдерживающим силы зла, спасающим мир от гибели. Каждый раз, когда появляется претендент на мировое господство (Наполеон, Гитлер, а сейчас – США), Россия встает даже из пепла и начинает противостояние. Потому что любой претендент на мировую гегемонию – это по определению зло, которое все унифицирует, делает похожим на себя. Запад всегда свои ценности позиционирует как универсальные, а все остальное для него – отсталое, незаслуживающее существования. А это – фашистская идеология. Этому противостоит Россия. Вот в чем состоит русская идея – спасать мир от зла.

Беседовала Динара ГАТАУЛЛИНА

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи