Формируем правильную самооценку

Важный момент в воспитании личности – формирование правильной самооценки. О том, как не вырастить нарцисса или слабака, «Донецкому времени» рассказала практический психолог Дворца детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка Наталья Загорная

Самооценка – это представление человека о себе и оценивание своих качеств, отношение к собственным достоинствам и недостаткам, восприятие себя в сравнении с другими людьми. Невозможно раз и навсегда закрепить определенную самооценку. В процессе жизни она может меняться, причем кардинальным образом, а может сохраняться устойчивой. Путем работы над собой повысить самооценку можно самостоятельно.

Развитие самооценки у ребенка начинается с самого рождения. В детстве огромное значение имеет окружение. Маленький человек еще ничего не знает о себе. Он видит отношение родителей, слышит, что они говорят, как комментируют действия, реагируют на поступки. Еще самооценку формируют достижения ребенка. Но большую роль в детстве все-таки играет реакция взрослого. Чрезмерная похвала или упреки и ругань способствуют формированию нездоровой самооценки.

 

Оставаться авторитетами

Давайте разберемся с понятием формирования самооценки, изучив его на разных этапах взросления ребенка.

В дошкольном возрасте малыш ориентируется на взрослых, именно их оценка очень сильно влияет на становление его личности и восприятие себя. Главная ошибка взрослых – связывание личности ребенка и его поступков. Малыш может поругаться с братом, обидеть животное, что-то намеренно испортить, но он не перестает быть хорошим. «Ты плохой» – это манипуляция, от которой надо избавляться. В этом возрасте у детей еще много эгоцентризма, они связывают с собой плохое самочувствие родителей, злость папы, грубость брата, им кажется, что они нелюбимы или виноваты в таком поведении других. Важно также объяснять ребенку, что происходит: «папа устал», «братик тебя любит, но сейчас он был не в духе».

В младшем школьном возрасте ребенок по-прежнему ощущает высокий авторитет взрослых. Важно помнить, что в эти годы дети все еще воспринимают себя преимущественно через оценку родителей и учителей. Именно поэтому отметки так болезненно влияют на мотивацию успеваемости. Важно помнить, что сейчас самое время направлять ребенка на успех через формирование адекватной самооценки: поддерживать, подбадривать, любить, уважать, подчеркивать достоинства.

В младшем подростковом (среднем школьном) возрасте большое значение имеет общение ребенка со сверстниками, контакт со своими чувствами. Значимо то, как взрослые относятся к нему, интересуются ли его внутренним миром. Самооценка детей начинает развиваться через призму общения со сверстниками, мнение которых сейчас играет решающую роль.

Старшеклассники имеют очень нестабильную ситуацию – тут и первая любовь, и профессиональное самоопределение. Могут возникать эмоциональные трудности. Старшие школьники продолжают оставаться ранимыми, особенно болезненно реагируя на замечания по поводу их внешнего вида. У детей в этом возрасте появляются комплексы, поэтому очень важно повышать самооценку. Родителям следует проявлять интерес к своему ребенку. Поддержка, подбадривание и выстраивание четких границ остаются главными помощниками.

Условия формирования адекватной самооценки

Не сравнивайте

Самая частая ошибка родителей – сравнение своих детей с другими в благих целях. «Посмотри, как хорошо учится Катя», «Обрати внимание, мальчик меньше тебя, а он не плачет», «Видишь, как Вася рисует». Все эти замечания не имеют никакого воспитательного воздействия и лишь прибавляют ребенку неуверенности. Вряд ли вы захотите, чтобы супруг сравнивал вас с соседкой, а начальник – с работником из соседнего отдела. Мы все хотим чувствовать свою уникальность.

Давайте реальную оценку

Избегайте перегибов. Не стоит ни занижать способности ребенка, ни завышать их. Иногда родители перегибают палку в похвале. Не следует хвалить детей за все подряд и манипулировать похвалой, комментировать каждое действие, слишком эмоционально реагировать на поступки чада. Так мы прививаем ему зависимость от оценки.

Расскажите, что вы видите или чувствуете. Например: «Ты нарисовал большой зеленый дом, он напоминает мне тот, который мы видели, когда гуляли». Или: «Я вижу, как ты растешь, – уже сама ешь вилкой». Самое главное – оценивать ребенка реально. Если он допускает ошибку и сам говорит о ней, не переубеждайте, мол, все в порядке, а предлагайте попробовать еще раз, помогите найти путь в решении проблемы.

Уважайте границы ребенка

Важно относиться уважительно к желаниям и чувствам ребенка, к его мыслям и представлениям, к игрушкам и другой собственности.

Что касается чувств и желаний – это не значит, что необходимо выполнять все требования ребенка. Важно признавать его право на плохое настроение, грусть, скуку, злость. Дети могут чего-то хотеть, и это действительно нормально. Если ребенок просит новую игрушку, не надо его ругать. Это желание. Объясните, почему сейчас вы не будете ее покупать, откажите, но не стоит говорить: «Ты постоянно что-то клянчишь».

Что касается мыслей, представлений ребенка, здесь также следует проявлять гибкость. Неважно, сколько ему лет, нужно уважать его интересы, выбор друзей – именно такое отношение будет формировать у ребенка адекватную самооценку.

Стоит отнестись с особым вниманием к вещам малыша: когда он подрастет, советуйтесь с ним по поводу его одежды, не берите без спроса игрушки, а у детей постарше – дневник или личные записи. Не залезайте без спроса в его сумку или рюкзак. Важно, чтобы ребенок видел уважительное отношение к себе, это будет благоприятно влиять на его самооценку.

Станьте примером

Самооценка ребенка формируется еще и на примере того, как сами родители к себе относятся, как оценивают себя. В возрасте 3–6 лет у ребенка идет процесс отождествления себя с родителем своего пола – с мамой или с папой. Поэтому запечатлеется то, как сами взрослые к себе относятся, что они говорят о себе, как ведут. Молчат или смело отстаивают свою позицию? Считает ли мама себя умной, красивой, интересной, насколько уверенно ведет себя? Что думает папа о себе, какие фразы произносит вслух, что показывает своим поведением?

Именно в семье под влиянием взрослых и складывается самооценка ребенка, там она развивается. Вы можете делать вид, что оцениваете себя достаточно высоко либо наоборот, но дети видят, что происходит на самом деле. Старайтесь делать так, чтобы ваши слова не расходились с поступками. Заботьтесь о себе, общайтесь уважительно и требуйте такого же отношения к себе. Делитесь своими заслугами и достижениями. Такие шаги будут полезны и для вас, и для ребенка.

Создавайте ситуации успеха

Если вы требуете от ребенка слишком многого, его самооценка будет занижаться. Создавайте ситуации успеха. Идите за интересами ребенка. Пусть он занимается тем, что ему особенно нравится, что получается у него лучше всего. Именно тогда он будет расти уверенным в себе человеком.

Беседовала Екатерина РОМАНОВА, газета «Донецкое время»

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи