Евгений Шайтан: «У нас одна цель – прогрессировать»

Футбол является важной частью спортивной жизни Республики. Ежегодно наши команды принимают участие в различных внутренних соревнованиях. Правда, за границу выезжают нечасто… Однако есть среди наших футбольных клубов один, который выделяется и в этом отношении. Более того, демонстрирует блестящие международные результаты

Апрель 2012 года – важная дата для футбольного клуба инвалидов «Донбасс». Именно тогда была зарегистрирована эта общественная спортивная организация, которая существует до сих пор и регулярно пополняет копилку спортивных достижений. Тренером ФКИ «Донбасс» является Евгений Шайтан.

С чего начинается футбол?

− Евгений Николаевич, расскажите, как вы попали в футбол?

− Вначале стоит рассказать, как я с ним познакомился. Это был 1979 год, мне тогда было 6 лет. Я жил на улице Бакинских Комиссаров. Однажды наш сосед дядя Вова пришел к моей маме и предложил отвести меня на футбольный матч донецкого «Шахтера». У дяди Вовы тогда как раз было два билета, и один он идти не хотел. Мы сходили на игру, я был очень впечатлен. С того момента и по сей день футбол присутствует в моей жизни. В 7 лет я уже сам начал заниматься футболом. Поначалу просто тренировался, то есть без перспективы на будущее. А когда перешел в шестой класс, на линейке 1 сентября в своей родной школе № 64 увидел группу ребят – 26 человек, которые являлись футбольной командой группы подготовки ФК «Шахтер». Их тренером был Виталий Владимирович Старухин. В этот же день, придя домой, я рассказал о спецклассе родителям. Они пришли на тренировку, поговорили с тренером, а он сказал, что если я такой одаренный в футболе, то могу заниматься, но пока для себя. В класс меня тогда взять не могли, так как уже была создана сплоченная команда. Однако волею судьбы после года усердных тренировок я все-таки попал в этот класс. Наверное, потому что сильно старался.

− Как развивалась ваша спортивная карьера после окончания школы?

− После восьмого класса школы я ушел в спортивное училище с футбольным уклоном. Вообще, это учебное заведение считалось единственным в СССР, где ребята приобретали профессию и занимались любимым видом спорта. Помимо футбола, там были и другие спортивные дисциплины. Там я проучился три года, постепенно повышая свои футбольные навыки. Меня приглашали и в сборную СССР среди юношей в соответствующей возрастной категории, а позже и в сборную Украины. Но в 17 лет я получил травму, которая не позволила идти дальше по карьерной футбольной лестнице…

− Какие особенности преподавания вы могли бы отметить у ваших тренеров? Как им удалось раскрыть ваш спортивный талант?

− У каждого тренера есть своя изюминка. Это и собственная психология общения, и видение тренировочного процесса, игры. Каждый строит игру под себя, свои знания и свой взгляд. Старухин – легенда донецкого «Шахтера», советского футбола, он хорошо играл головой и натаскивал нас именно в этом техническом компоненте. У Валерия Викторовича Рудакова, который дальше с нами занимался, более прогрессировала дисциплина – в быту, игровая и командная. Виталий Владимирович был нападающим, а Валерий Викторович − опорным полузащитником, а это амплуа разрушителя, соответственно, у Рудакова были совсем другие идеи. Признаюсь, что Валерий Викторович мне симпатизировал больше – наверное, потому что я играл на той же позиции, что и он в молодости. И в тренировочном процессе он меня буквально третировал.

ТАНДЕМ УЧЕБЫ И СПОРТА

Каким образом проходил учебный процесс? Следили ли тренеры за успеваемостью своих подопечных.

− В школе нас действительно наказывали за неуспеваемость, – вспоминает Евгений Николаевич. – Если у игрока была четверка по физкультуре, то его отчисляли. Тройки и двойки в четверти несли за собой вначале предупреждение, а потом и отчисление. В спортивном училище мы практически и не учились. В основном играли в футбол и ездили по сборам. Бывало такое, что приедешь на занятия, а учитель попросит принести журнал из учительской. Пока несешь, заглядываешь в журнал, ищешь свою фамилию и видишь, к примеру, пятерку по математике. Нашел четверку? Тоже хорошо! А откуда брались все эти оценки – загадка. Вот так пришел, улыбнулся и ушел. Все дело в том, что у нас был уклон в спорт высоких достижений. Об учебе мы, естественно, не забывали. Я учил такой предмет, как спецтехнология. Это специальность, которую мы должны были получить по окончании. Спорт спортом, но получить среднее техническое образование необходимо, и оно тоже было в приоритете, хотя спорт все-таки занимал главенствующую позицию, ведь каждый из нас хотел достичь определенных успехов. У кого-то получалось, у кого-то нет. Кто-то стал бизнесменом, а кто-то тренером.

Без меня меня женили!

− Как вы сами стали тренером?

− В училище я получил строительную специальность − монтажник железобетонных конструкций. Даже какое-то время работал по ней, но недолго. Просто меня сделали тренером. За это я очень благодарен ныне покойному Геннадию Алексеевичу Куренкову. В том же училище я позже работал мастером производственного обучения. Спустя полгода ко мне пришел Геннадий Алексеевич, который на тот момент работал тренером по футболу, и сказал, что уходит тренировать команду в СДЮШОР «Шахтер», а на его место назначен я. Конечно, меня охватило недоумение: «Какой из меня тренер?» Но Куренков сказал, все получится, да и вообще, уже все согласовано.

Моя первая тренировка с командой началась с построения в спортзале. Стояли 32 футболиста, Геннадий Алексеевич и я. Тогда мой предшественник сказал: «Ребята, это Евгений Николаевич. Евгений Николаевич, это ваша команда. Работайте». Коллектив ребят 14–15 лет играл на любительском уровне. Куренков, уходя, забрал с собой лучших, поэтому мне пришлось доукомплектовывать состав. Я начал набирать игроков через своих подопечных. Те приводили своих знакомых на просмотр…

Вообще, работа тренера мне нравилась, но первый мой год был полнейшей катастрофой. Во-первых, я вливался в эту должность. Поначалу мы проигрывали всем подряд с хоккейным счетом. Я говорил, что все бросаю, не хочу, что мне это не нужно, но Геннадий Алексеевич убеждал, чтобы я проявил терпение, оставил лучших игроков, внес какие-то инновации. Он меня поддерживал, приезжал на наши игры, подсказывал. Уже через полтора-два года мы стали одной из лучших команд Донецкой области.

− Как вы стали тренером ФКИ?

− После тренерской работы в училище я, как и в свое время Куренков, ушел в СДЮШОР «Шахтер». Затем произошла какая-то ситуация – уже и не помню какая, – но от футбола я очень резко отошел. Шесть лет занимался коммерцией, а в 2009-м случайно оказался в команде инвалидов. Когда только построили «Донбасс Арену», все ходили туда на первые матчи. Однажды, придя на очередную игру, я встретил старого знакомого, который предложил побегать за команду паралимпийцев. Я согласился и начал играть с этими ребятами. Тренером нашей команды был также мой знакомый. В свое время мы с ним ездили на чемпионаты Украины в составе сборной Донецкой области.

Вообще-то, по нозологии я не проходил, так как мои товарищи по команде имели ДЦП или неврологические заболевания. У меня другая ситуация. (У Евгения Шайтана ампутирована левая рука. – Прим. ред.) Но все же я тренировался и помогал наставнику на выездах. Такой себе турист. Позднее он почему-то решил уйти, и Донецкий республиканский центр адаптивной физической культуры и спорта в лице Оксаны Черниковой предложил мне стать тренером этой команды. Конечно, я прекрасно понимал, что здесь не тот тренировочный процесс, другие отношения ребят и тренера… Понимал, что придется решать много вопросов, менять все в корне, но был к этому готов и дал согласие. Тогда был 2011 год, а уже в 2012-м я повез ребят на чемпионат Украины. Мы великолепно отыграли. Тренер сборной Украины даже сказал, что за год Донецк сделал колоссальный рывок, так как я изменил команду до неузнаваемости в хорошем смысле.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ФКИ «ДОНБАСС»

Как же появилась спортивная общественная организация ФКИ «Донбасс»?

− У меня созрела идея зарегистрировать наш клуб, – объясняет Евгений Шайтан. – Я решил создать спортивную общественную организацию, позвонил жене, она меня поддержала, и уже в апреле 2012 мы получили юридический статус общественной спортивной организации футбольного клуба инвалидов «Донбасс». Моя жена, Елена Васильевна Шайтан, стала ее президентом.

К тому времени команда уже претерпела массу изменений. ДЦП – обширное заболевание, у него очень много форм, и мне нужно было во все это вникнуть. Многие считают, что человек с ДЦП еле двигается, но это не так. Я сутками сидел в Интернете и вычитывал, какие категории людей подходят под это заболевание в игровом регламенте 7 на 7 футболистов, потому что видел, какие команды в тех же Днепропетровске и Луцке. Это практически здоровые люди! Например, если у человека рука не работает, то это родовая травма, она относится к неврологическому заболеванию. Любое заболевание, которое касается центральной нервной системы, можно классифицировать как ДЦП. Поэтому я читал, давал объявления, искал людей в команду, смотрел, кто подходил, акто нет.

Сейчас у нас в команде 16 человек. Это именно то, что нужно. Конечно, кто-то уходит, кто-то приходит. Для этого нас есть страница в социальной сети «ВКонтакте». Ребята сами ее создали и регулярно выкладывают туда объявления, информацию о клубе. Так нас и находят. Или же через знакомых. Если есть ребята, которые имеют II и III группу инвалидности, то мы приглашаем их в команду на просмотр. Выбор падает на II и III группы неспроста, ведь в 2021 году мы планируем поездку на чемпионат мира по футболу среди непризнанных государств. Где будет проходить мундиаль, пока еще неясно. К примеру, чемпионат Европы зимой текущего года состоялся в Монако. Я ребятам всегда говорю, что на данный момент наша цель – 2021 год. И они работают на результат. По уставу нашего клуба возраст игроков варьируется от 15 до 35 лет. Несмотря на разницу в возрасте, у нас все равны. Мы стараемся всегда создавать в команде атмосферу равенства.

Тяжело на тренировке, легко в игре

− Каковы особенности ваших игр?

− У нас играют команды 7 на 7 – по шесть человек в поле и одному вратарю. Размеры поля − 75 на 55 метров, то есть половина стандартного футбольного поля. Что касается самого игрового процесса, то здесь тоже есть свои особенности. Ауты мы выбрасываем не из-за головы − можно бросать рукой. 11-метровый штрафной бьем с 9 метров. Также у нас нет положения вне игры. Многие считают, что без офсайдов счет должен быть большим, но бывает и 0:0, и 2:1, поэтому отсутствие положения вне игры на результативность особо не влияет. Играем два тайма по 30 минут.

− Расскажите о тренировочном процессе.

− Тренировки проходят на учебно-тренировочном комплексе «Металлург» минимум три раза в неделю. Обычно у нас пять тренировочных дней и один игровой. Отдыхают ребята либо в субботу, либо в воскресенье – в зависимости от того, когда запланирован день игр. Каждая тренировка проходит по определенному плану. Если мы не готовимся ни к игре, ни к турниру, то тренируемся по два часа. А к примеру, перед выездом на чемпионат России у нас был целый подготовительный цикл, поэтому мы занимались и по два с половиной и по четыре часа. Все зависит от того, насколько быстро футболисты сделают то, что от них требуется, ведь тренировка – это целый комплекс упражнений и тактико-технических действий. Ребята буквально пашут. Мы постоянно стараемся их мотивировать, ведь без мотивации будущего не будет. Мы команда, которая имеет лучшее, что можно иметь на сегодняшний день в Республике. У нас прекрасная тренировочная база, профессиональный инвентарь. Мы имеем всё. У ребят есть два комплекта формы, куртки. На тренировки нас возит автобус. Из Донецка у нас всего пять человек, остальные живут в Снежном, Горловке, Ясиноватой, Тельманово, Старобешево и Торезе. Едут своим ходом в Донецк, затем мы все собираемся в назначенном месте, и оттуда нас централизованно везут на базу. Этим ребятам нужно поставить памятник, ведь они несколько часов добираются сюда, пашут на тренировке, а потом едут обратно по домам.

− А насколько разнообразны упражнения?

− Я стараюсь делать так, чтобы наш тренировочный процесс ничем не отличался от процесса здоровых команд. Где-то упражнения более щадящие, где-то кратность повторений меньше. Мои игроки сдавали тесты − бег 8 раз по 100 метров на максимальной скорости с интервалом отдыха по 15 секунд. Еще мы плаваем, сидим, задержав дыхание, под водой, чтобы разрабатывались легкие. И в баскетбол играем, и в ручной мяч, и в теннисбол для развития техники работы с мячом. Я всегда заставляю ребят работать обеими ногами. Они привязывают к ногам пол-литровые бутылки для утяжеления и работают нерабочей ногой. Через полгода-год обе ноги уже игровые. Зимой мы постоянно посещаем тренажерный зал. И примечательно то, что, какие бы упражнения я им ни давал, они всё делают, даже если тяжело и плохо. Никогда не слышал от них фраз «не могу», «устал» и «не хочу». Падают, встают, бегут. Я горд за это.

Мы – команда!

− Проводите ли вы какие-то мероприятия для поддержания командного духа, сплочения игроков?

− Вообще, организовать что-то подобное непросто – опять же в силу того, что ребята живут в разных городах. Но, к примеру, Новый год – 2017 мы встречали все вместе у нас дома. Было очень интересно, весело и даже смешно. В тот момент каждый почерпнул для себя что-то новое. Мои футболисты увидели друг друга с иной стороны. На соревнованиях такая возможность не представится, так как там все в напряжении и нацелены на результат, а расслабиться можно только по дороге домой. Уходя в отпуск, мы также собираемся вместе и едем на теннисный корт отдохнуть. Вообще, в жизни я для ребят как старший брат, но на играх и тренировках – совсем другой человек.

− К каким соревнованиям будете готовиться после отпуска? Где уже успели принять участие в этом году?

− С 18 июля начнем готовиться к местным турнирам. В прошлом году к нам приезжали россияне на День шахтера и День города, мы играли в мини-футбол. Мои ребята тоже играют в мини-футбол, но мы хотим, чтобы в этом году были соревнования по нашей дисциплине.

В апреле 2019-го мы ездили в Рязань на ежегодный турнир. В этом году были интересные команды. В финале играли с бронзовым призером чемпионата России, выиграли 5:0, заняли первое место. Спустя три недели по возвращении в Донецк уехали в Сочи. Соревновались с шестью командами. Итог − пять игр и пять побед. Сочинскую «Жемчужину» обыграли со счетом 13:3.

Я всегда придерживаюсь мнения, что нужно играть с теми, кто сильнее, чтобы набираться нового опыта, иначе не будет развития. У нас одна цель − прогрессировать. И в тренировочном процессе, и в игровом, и в соревновательном.

Сейчас у нас серия из 13 международных турниров. 13 выездов и 13 побед. Начиная с 2013 года мы побеждаем. Только победы. Даже без ничьих! Это колоссальный успех, и, я думаю, нам есть чем гордиться, есть к чему идти.

Автор Светлана СЛАВЯНСКАЯ. Фото Валерия ЛУКИЧА и из архива ФКИ «Донбасс»

 

КОМАНДА ПОДДЕРЖКИ

Отдельно Евгений Шайтан отметил людей и организации, которые всячески поддерживают ФКИ «Донбасс». Конечно, это Министерство молодежи, спорта и туризма ДНР, Донецкий республиканский центр адаптивной физкультуры и спорта во главе с Оксаной Черниковой. Также большую помощь оказывают Виталий Бессмертный (директор центра олимпийской экипировки), Ставрос Багателия, который является соучредителем паралимпийского комитета, Роман Трошин, Ольга Волкова-Подгайная (руководитель ОО «Дельфины») и, конечно же, Елена Шайтан – жена нашего героя и президент клуба «Донбасс».

Print Friendly, PDF & Email

Похожие записи