ЭТО ДОНБАСС: ЕСЛИ НУЖЕН ПОРЯДОК, НА ЗАЩИТУ ЦЕРКВИ ВСТАНЕТ КОМСОМОЛ

Когда мы говорим о религии, нельзя ни в чем быть уверенными. Когда мы говорим об истории религии в таком молодом и до невозможности технологичном крае, как Донецк, нельзя быть уверенным в том, что логика будет такой же, как всегда и везде.

Жили не тужили

До Октябрьской революции церковная жизнь в Донбассе (оговоримся, что речь идет только о православии) шла обычным чередом, отличаясь от общероссийской разве что видом прихожан, являвшихся на исповедь с подсиненными угольной пылью веками и обожженными жаром домен лицами. Церквей было умеренное количество, при этом вследствие того, что среди рабочих, техников, обслуживающего персонала, торговцев было много католиков, англикан, лютеран, православные практики сталкивались на каждом шагу с практиками инославными. Жизнь в промышленном аду, каковым являлся Донбасс большую часть своего старого лада, не была сахаром и для служителей культа. Поэтому между собой ладили они хорошо. Известно, например, о приятельских отношениях между семейством юзовских священников Матвеевских и капелланом юзовской же англиканской церкви святых Джорджа и Дэвида преподобного Артура Риддла. Когда последний в 1911 году скончался, отпевал его по специальному разрешению священник Преображенской церкви Евгений Матвеевский.

Набег атеистов

Это скромное благополучие пришло к концу во время первой волны тотального наступления советской власти на религию. Началось оно в 1926 году, когда за дело взялся сам «демон революции» Лев Троцкий. Он и его команда к началу тридцатых были вычищены из власти, но успели зарядить процесс разрушения церквей, в ходе которого были закрыты наиболее видные монастыри (например, Святогорский на Донце), а самые примечательные соборы были снесены или переданы гражданским властям для их нужд.

Мы так подробно даем преамбулу событий, чтобы было понятно, что религиозная жизнь в Донецке и Донецкой области были сведены практически к нулю. Вторая волна пришлась на период предвоенных репрессий, хотя настоящая вакханалия по закрытию церквей произойдет в хрущевские времена. Надо сказать, что поражает какая-то стальная воля, технологический принцип в осуществлении любого правительственного задания донецкими властями всех времен и народов. Так же было, хотя гордиться, возможно, этим и не стоит, в деле закрытия церквей в 1938–1941 годах. По всему Советскому Союзу службы в городах сокращались до более-менее понятного минимума. И лишь две области отличились тотальной зачисткой культовых учреждений – Ворошиловградская (позже Луганская) и Сталинская (позже Донецкая). В первой в канун Великой Отечественной остался в строю один храм, во второй – ни одного. Сделано и доложено о проделанной работе.

Война все изменила

Ситуация резко изменилась в пользу верующих с началом войны и немецко-фашистской оккупации. Немцы, как известно, не препятствовали тому, чтобы остатки религиозных общин открывали храмы. Советская власть в 1943 году на фоне трагедии и горя народного развернулась в сторону церкви, которая тоже, надо заметить, была готова к сотрудничеству. Сталин восстановил РПЦ в правах, в том числе и имущественных, аккурат к освобождению Донбасса. Собор архиереев Русской Православной церкви состоялся 8 сентября 1943 года.

Немудрено, что большинство церквей, которые открылись заново при немцах, остались при таких условиях действующими. До самых до хрущевских времен.

Показательна история Свято-Николаевского храма на улице Базарной, 10, – возле вокзала железнодорожной станции Сталино. Во время нацистской оккупации община прежней, снесенной, церкви восстановила работу в здании, которое принадлежало Сталинскому металлургическому заводу. Мужички сделали ремонт, надстроили что-то вроде купола, пошли богослужения. Церковь стала популярной в послевоенном Сталино. И то сказать, место-то привокзальное да базарное – живое.

А потом пришел Хрущев

Проблемы у церкви начались в хрущевские времена. Как свидетельствуют документы из архива Сталинского управления Государственного комитета по делам религий при Совмине СССР, хрущевцы пытались изгнать верующих из храма с середины 1950-х, но все реального повода для окончательного наскока не было. Он подвернулся в 1959 году. Дело в том, что в 1945 году между общиной и владельцем здания – металлургическим заводом им. Ленина – был заключен договор аренды. Ровно на шесть лет. Потом, когда аренда закончилась, правдами и неправдами церковь держалась в здании еще восемь лет. Суды следовали за судами, и в итоге собственник по суду отобрал-таки свое здание. Конечно, налицо было использование ситуации против религиозной общины. Но надо сказать, что ни местный правящий архиерей, ни община не предприняли никаких решительных шагов для решения проблемы в свою пользу.

Комсомольцы веру предков не дадут в обиду

Другое дело – верующие и их внуки общины Свято-Георгиевского храма в селе Кировск Краснолиманского района. Это самое большое село района. Что интересно, до революции оно именовалось Поповка. История похожая на сталинскую. В 1948 году с православной общиной села был заключен договор на использование здания на все те же 6 лет. В 1954 году срок аренды вышел, и власть попросила служителей культа, как говорится, на выход. Но тут заволновалась община. Дело пошло по инстанциям. В том числе, по партийным и комсомольским. И дальше, как свидетельствуют архивные документы, произошло что-то невероятное. Против закрытия церкви в Кировске высказалась комсомольская организация. Агент Комитета по делам религий доносил, что на заседании комитета комсомола колхоза было сказано, что комсомольцы не могут дать в обиду своих дедушек и бабушек, которые по несознательности все еще веруют в Бога, нельзя, мол, забирать у стариков утешение. Более того, комсомольцы села даже вышли на дежурство у церкви, чтобы ее втихаря не прикрыли.

И власть отступилась. Никто из комсомольцев не пострадал. Ну, почти – комсоргу «строгача» влепили в личное дело.

А церковь закрыли через пять лет, все в том же 1959. Только власть к делу подошла точно. В архивах хранится записка в Комитет по делам религий местного благочинного, который своим архиерейским авторитетом надавил и на священника, на общину. Было сказано, что, мол, при наличии большей по размерам церкви в соседнем селе Терны (тоже крупное) церковь в Кировске не нужна, да и содержать ее не выгодно. Надо сказать, что вряд ли благочинный лукавил. Ведь до конца советской власти церковь была реально отделена от государства. Не пользовалась ни его помощью, ни щедрыми пожертвованиями, ни налоговыми поблажками. В большинстве случаев храмы, особенно в сельской местности, именно что выживали.

Что касается краснолиманщины, то там и место такое особенное – в середине 1970-х со своей должности был снят первый секретарь горрайкома товарищ Ведь за то, что в вышеупомянутых Тернах приказал местным хозяйственникам помочь стройматериалами местной церкви, которая в то время затеяла капитальный ремонт. По мнению партийного руководителя, шел он слишком уж медленно, а сие непорядок есть. Этого, как настоящий хозяин района, он допустить никак не мог.

Дело-то было в Донбассе.

Олег ИЗМАЙЛОВ

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи