«Это был мой мир…»

Она прошла сложный жизненный путь. Придя в детстве в балет, всю себя она посвятила искусству. Испытания прошла с улыбкой, в танце. Исполняла партии тридцати ролей, более 500 раз выходила на сцену в «Лебедином озере». Танцевала, танцевала, танцевала… Писала книги – о себе, о театре. 3 июня исполнилось 95 лет со дня рождения легенды донецкого балета Елены Горчаковой

Кружок при заводе

Родилась Елена Петровна 3 июня 1924 года в Сталино. Здесь познакомилась с балетом – отец привел маленькую Лену в кружок-студию при клубе Сталинского металлургического завода. Руководила кружком Надежда Желенко, ученица Айседоры Дункан и ее приемной дочери Ирмы. О своих первых шагах в балете, о кружке и педагоге Елена Петровна в книге «Размышления в затянувшемся антракте» писала: «Перешагнув порог класса, я осталась с балетом навсегда. Повторяла движения, элементы танцев – два и три часа пролетали без устали. С тех пор я никогда не разлучаюсь с балетом».

Самая маленькая по росту и возрасту, будущая прима уже тогда выделялась талантом, гибкостью, целеустремленностью. Своими движениями она всегда вызывала восторг у зрителей.

Балетную карьеру продолжила в недавно открывшемся Киевском хореографическом училище – успешно сдала вступительные экзамены, попала в класс Ксении Юрьевны Давыдовой, внучатой племянницы самого Чайковского. «Одной трудно было жить в большом городе, – вспоминала Елена Петровна, – но в классах школы я жадно познавала балетное искусство».

Пешком на Родину

21 июня 1941 года Елена Горчакова выпустилась из училища, получила диплом о его окончании. А потом – война… Железнодорожные пути из Киева в родной город были взорваны немецкими бомбардировщиками, и балерина решилась идти пешком. В руках – только диплом об окончании училища и две пары балетных туфель. В них она встретит День Победы, танцуя на Театральной площади, на ступеньках родного театра, перед ликующим народом Сталино.

Месяц шла до Днепропетровска, потом до станции Ясиноватая. А там и домой. Сложный путь для сильной и выносливой Елены обернулся серьезной травмой – повреждением связок ног. Потом, много лет спустя, перед каждой постановкой балерине приходилось накладывать эластичные бинты и выходить на сцену. Настолько она любила искусство танца.

Возвратясь домой, Елена Петровна сразу попала в только что открывшееся здание театра. «Здание произвело на меня ошеломляющее впечатление, его серо-розовое, голубое фойе с великолепным паркетом, всюду бюсты прославленных композиторов и писателей. Красивый зрительный зал с блестящей люстрой и огромным висящим бельэтажем, сцена как бездна», – вспоминала она на страницах своей книги. С волнением вошла в класс, представилась балетмейстеру, и вот она уже участница репетиций балета «Лауренсия» под музыку А. А. Крейна.

Под звон люстры

Немцы бомбили город, но театр продолжал работать. Стоял без стекол, кресел, занавеса. Артисты ходили на работу, танцевали. Об этом трудном для театра времени в одном из интервью прима-балерина рассказывала: «Идет репетиция, и вдруг бомбежка такой силы, что люстра в зале раскачивается и звенит… Вот этот звук как-то и спрессовал все страшные годы. И когда мне бывало трудно, говорила себе: «Нет, еще не так страшно! Нет, люстра не звенит…» И знаете, помогало».

А бывало, что люстра звенела и во время постановки, когда в зале сидели зрители. Артисты на сцене исполняют партии, и вдруг – вокруг театра ложатся снаряды. Свет сразу погас. Зрители вжались в кресла, исполнители сели на край сцены. И в гуле орудий была слышна только люстра – словно метроном, она раскачивалась из стороны в сторону, издавая хрустальный звук звеньев. Обстрел прекратился, свет вновь засиял в огромном зале театра. Артисты продолжили спектакль – никто из зрителей не ушел.

Фронтовой ансамбль

После освобождения города от немецких захватчиков Елена Горчакова вместе с подругами записалась на фронт. Их определили в 8-й отдельный полк связи 8-й воздушной армии, а ансамбль песни и пляски. Воевала недолго, время, проведенное в холодных залах театра, не прошло без следа. Из-за болезни в 1944 году балерину демобилизовали, и она вернулась в родной город, в театр. В трудных условиях в послевоенное время ставились спектакли «Жизель», «Корсар», «Лебединое озеро».

Балерина танцевала ведущие лирические партии, создавала яркие и точные образы: Джульетты, Принцессы в постановке «Кот в сапогах» В. Гомоляки, Лилеи из одноименного балета К. Данькевича, Спящей Красавицы П. Чайковского – всего около 30. Помимо работы в родном театре, Елена Петровна много гастролировала – как по стране, так и за рубежом. Стала первой и единственной примой-балериной Донецкого театра оперы и балета.

Горчакова танцевала на сцене до начала 1960-х годов, а потом работала педагогом – обучала мастерству молодых балерин, передавала свой танцевальный опыт.

Ее заслуги были отмечены государством: в 1951 году она стала заслуженной артисткой, в 1957-м была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Processed with VSCO with b5 preset

Эхо военных лет

В 1996 году в театр пришла работать Татьяна Мельникова (сейчас – заместитель руководителя литературно-драматургической части), они с Еленой Петровной стали подругами. Дружили десять лет; подолгу говорили, гуляя по бульвару Пушкина, а потом шли в театр на балет или оперу.

Татьяна Ивановна – настоящий архиватор ценных сведений, она бережно хранит книги, фотографии, заметки и газетные статьи об известной донецкой приме-балерине Горчаковой; в ее коллекции есть много интересного и о других донецких артистах.

– Она меня поразила своим интеллектом, тактом и человеческим отношением, – вспоминает Татьяна Ивановна о подруге. – Она была полна положительных эмоций, никогда не сердилась. Говорила грамотно, рассуждала по-философски. В разговоре всегда стояла ровно, точно по струнке, ножки одна к одной – настоящая балерина!

«Обаятельная, улыбчивая блондинка», – такой вспоминают ее знакомые и коллеги по театру. Всегда стильная, даже в последние годы – современные фасоны одежды, украшения, аккуратная прическа. В хрупкой девушке, пережившей столько сложных испытаний, всегда была жизнь – танцевала прима легко, словно парила. И это несмотря на травмы и болезни – эхо далеких военных лет.

«Это был мой мир, я щедро его открывала перед зрителем…» – писала Елена Горчакова в своей книге. Имя артистки навсегда осталось в истории донбасского балета. О ней вспоминают с улыбкой и слезами, она дарила и дарит вдохновение тем, кто был с ней знаком. Ее танцевальное искусство и история жизни служат примером для многих молодых артистов театра.

Автор Екатерина РЫЖКОВА

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи