«Енакиево» — Трудяга-Пароход

 Едва освоив каменные орудия, наш доисторический предок принялся строить приспособления для покорения речной (а спустя короткое время, морской) стихии. Плоты и долбленки быстро сменились лодками и ладьями, баркасами и траулерами, и с каждым веком бурной истории, человечество строило все более сложные корабли.

 Зачастую судьбы кораблей схожи с судьбами людей. Они рождаются, проживают бурную молодость, с годами дряхлеют, приобретая характерные «болячки», превращаются в посудины ― их механизмы изнашиваются, внешний вид теряет блеск. И наступает день, когда некогда крепкое судно, весело взбивавшее воду за кормой, бесстрашно бороздившее бурные просторы морей и океанов, списывают в утиль, режут на металлолом. Порой их жизнь так коротка, что хватает строчки в регистре Ллойда, чтобы рассказать о ней. Одним уготовано забвение, другим ― бессмертие. В бесконечной веренице имен и названий встречаются и изящные красавцы ― белоснежные океанские лайнеры, опоясанные голубой лентой Атлантики, и очерченные строгими линиями угрюмые крейсера, ощетинившиеся дулами орудий, и чумазые контейнеровозы, неповоротливые пузатые танкеры. Одни рождены для суровой жизни во льдах, боевых походов, «ревущих сороковых», другие ― для легких прогулок по рекам и озерам. «Санта-Мария», «Виктория», «Титаник», «Варяг», «Аврора», «Ямато», «Айова», тысячи других кораблей, непохожих друг на друга, из разных эпох, каждый со своей судьбой: трагичной, великой или заурядной, прошли неровным кильватером по волнам человеческой памяти.

 История кораблестроения ― колоссально огромный, захватывающе-яркий, поступательно-сложный мир, в котором есть место скромному забытому кораблику, носившему имя нашего города.

 В середине прошлого века Енакиево был известен не только металлургическим заводом и многочисленными шахтами, но и одноименным пароходом. Его судьба обычна, но интересна.

 «Енакиево» входил в серию из 29-ти судов проекта «Soldek», сошел со стапелей Гданьской судоверфи им. В.И. Ленина в 1953 году, и первоначально предназначался для Польской Народной Республики. Это был настоящий красавец грузового флота тех лет. Длина ― 89 м., ширина ― 12 м., осадка ― 5.40 м., трюмы ― 4, скорость ― 10.4 узла, экипаж ― 28 человек.

 К счастью, что-то в высоких кабинетах Министерства морского флота СССР «не срослось» и пароход, вместе с пятью другими однотипными судами был приписан к Азовскому (позднее, к Черноморскому) морскому пароходству (ЧМП), порту г. Жданов (современный г. Мариуполь). Нелишним будет упомянуть, что в то время Черноморское морское пароходство было мощнейшим в Европе и одним из самых крупных и динамично развивающихся пароходств в мире. В 60-80-е гг. в его состав входили Азовское и Сочинское пароходства, 18 портов, 26 судоремонтных предприятий, 360 судов (вымпелов) различного класса (сухогрузов, наливных танкеров, пассажирских лайнеров, универсальных кораблей), 45000 работников. Каждые 15-20 дней пароходство получало новое судно.

 Много лет «Енакиево» бороздил воды Азовского и Черного морей, а холодной зимой 1954 года, даже совершил плавание по Средиземному морю, зайдя практически во все крупные порты Турции, Греции, Италии, Франции и Испании. Вот каким художественным языком описывал экипаж то путешествие: «Неспокойно зимнее море. Крупная зыбь перекатывается по его бесконечным просторам, бушует ветер над темной холодной водой, вокруг пустынно, сколько видит глаз только небо и волны. В открытом море покачивается большое судно «Енакиево». Сквозь штормы и туманы судно держит курс к родным берегам».

 Сегодня уже не сыскать участников того знаменательного похода, как и очевидцев бессменной многолетней работы трудяги-парохода. Сохранилась единственная фотография «Енакиево», к сожалению плохого качества. И остались лишь скудные заметки в газетах тех лет, да обрывочные упоминания в архивах.

 Главной задачей парохода, для чего он и строился, была доставка предприятиям Украины и Кавказа важнейших народохозяйственных грузов. Из месяца в месяц он перевыполнял план перевозок, не имел простоев и ходил без аварий. В то время в ЧМП появилось немало однотипных с «Енакиево» судов, но если кто-то спрашивал у эксплуатационников и механиков пароходства, какое судно имеет лучшие показатели, ему неизменно отвечали: «Енакиево». В 1958 году наша газета писала о его работе: «Экипаж рапортует енакиевцам о своих производственных достижениях, которых он добился в 1957 году. Им дважды завоевывался вымпел Министерства морского флота. План по перевозкам грузов выполнен на 125%, по тонно-милям на 190%. Только за апрель 1958 года пароход выполнил план перевозок на 124%, сэкономил 6% угля и 14% смазочных материалов. В ходу и на швартовах моряки сэкономили 160 часов, и за счет этого сделали один сверхплановый рейс» («Енакиевский рабочий» №64 от 28.V.58.).

 За навигацию пароход перевозил десятки тысяч тонн донецкого угля из порта Жданов в Одессу, Новороссийск, Поти, а из Поти ― в Жданов для металлургических заводов читаурскую марганцевую руду.

 В 50-х гг. членом экипажа был наш земляк, бывший токарь механического цеха металлургического цеха И.Зодов.

 15 лет «Енакиево» нес нелегкую трудовую вахту, но состав ЧМП постоянно обновлялся, и в 1968 году пароход был списан. На смену «паровикам» приходили более мощные суда.

 А в 1971 году в Азовском морском пароходстве появился новый корабль ― теплоход «Енакиево», долгожитель с нелегкой судьбой. Но это уже другая история.

Саша Русский

 

 

Print Friendly, PDF & Email

Енакиевский рабочий Городская еженедельная газета. Выходит с декабря 1917 года. Объем – 12 полос, 2 цветные, телепрограмма. Освещает события города Енакиево и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Енакиево и прилегающие территории.

Похожие записи