Единственная в ДНР школа для незрячих

Ежегодно 15 октября отмечается международный День белой трости. Это не праздник и не торжественная дата, а день, когда особое внимание уделяется проблемам людей, полностью или частично лишенных зрения. «Донецк вечерний» решил рассказать, как решаются проблемы детей Донбасса с таким недугом.

Чему учат инвалидов по зрению

До 2014 года дети, лишенные или почти лишенные зрения, обучались в специализированной школе-интернате для незрячих в г. Славянске. Но теперь этот город находится на территории, которая временно подконтрольна Украине, поэтому после того, как началась война, специальное обучение для незрячих детей, проживающих в Донецкой Народной Республике, стало недоступным. Возникла крайне сложная, очень острая проблема, решения которой ждали наши дети, воспринимающие окружающий мир только наощупь, слух и запах. Нужно было помочь этим ребятам адаптироваться в обществе, получить полноценное образование, почувствовать себя равноправными гражданами своей страны и в конце концов найти свою достойную дорогу в жизни. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы такие дети отчаялись, почувствовали себя никому не нужными, превратились в изгоев общества.

На нашей территории остались педагоги, искренне любящие и понимающие детей, и отзывчивые руководящие работники, которым небезразлична судьба ребят с ограниченными возможностями. Они взялись за решение новой для себя задачи. В 2018 году в Донецке начала работать специализированная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей. Она была создана на базе интерната № 19 для глухих и слабослышащих детей, который находится на Путиловке, на Партизанском проспекте, где периодически хорошо слышны звуки разрывов украинских мин и снарядов. Но незрячие дети все равно учатся жить, бороться и побеждать.

«Мы начинали практически с нуля – специалистов-тифлопедагогов в Республике пока нет, опыта работы с незрячими детьми мы не имели, – рассказывает заместитель директора М. Чураева. – Прежде чем учить их, мы сначала учились сами, перечитали массу методической литературы, советовались со специалистами из России, они очень нам помогли».

Все педагоги школы овладели навыками письма шрифтом Брайля. Это азбука для незрячих, суть ее сводится к выдавленным на бумаге точкам, различная комбинация которых означает разные буквы алфавита. С помощью такого шрифта инвалиды по зрению могут свободно писать и читать. Министерство образования ДНР помогло закупить дорогостоящее оборудование – компьютеры с говорящими программами, с брайлевскими дисплеями. А некоторые недостающие наглядные пособия учителя-энтузиасты делают своими руками, например, на плоскопечатные географические карты наносят тонким слоем обычный пластилин, которым по-разному обозначают горы, реки и моря.

В прошлом году в школу впервые пришли 11 учеников, в этом их стало уже 12. Воспитанников пока немного, поскольку об особой школе в нашей стране знают мало. Это прежде всего недоработка СМИ, ведь детей, нуждающихся в специальном обучении, в Республике много.

Всемирная организация здравоохранения считает слепоту самой тяжелой формой инвалидности, поскольку 90 информации об окружающем мире человек получает через зрение. А если его нет, то значит нужно помочь незрячему ребенку хоть как-то компенсировать дефицит информации и убедить его в том, что слепота не приговор, что, и даже имея тяжелый недуг, можно добиться больших успехов в жизни.

Справиться с такой непростой задачей и призваны специальные школы для инвалидов по зрению. Коллектив учебного заведения, о котором идет речь, обучает своих воспитанников работе на компьютере и в интернете, дает знания по всем школьным предметам, которые входят в программу обычных средних школ. Конечная цель учителей – дать своим выпускникам полное среднее образование для того, чтобы они имели возможность продолжать учебу и в высших учебных заведениях.

Слепые музыканты и певицы

Дать детям с ограниченными возможностями полное качественное образование очень важно, но это еще не все. Учителя школы знают, что их воспитанники – особенные, кроме физического недуга они имеют еще и много психологических проблем. Слепота или почти полная потеря зрения тяжким бременем давят на психику ребенка, он становится замкнутым, угнетенным, чувствует себя в обществе белой вороной. В таких случаях преподаватели призваны стать целителями израненных детских душ. Учителя, социальные педагоги, психологи знают, что им нужно поддержать такого ребенка и помочь ему поверить в себя.

Работающая в школе психолог высокого класса Е. Гисарева рассказала о незрячей девочке Вале, которая пришла в школу. Пальцы ее маленьких рук были постоянно сомкнуты в кулак, голова всегда низко опущена, со взрослыми и со сверстниками девочка почти не общалась. Все эти признаки свидетельствовали о том, что ребенок сильно морально зажат и скован, глубокая душевная боль могла просто сломать ее. Девочку нужно было срочно спасать. Общаясь с ней, учительница музыки О. Нудько с радостью обнаружила, что Валя обладает красивым голосом и тонким слухом. Это стало спасательным кругом для ребенка. Ольга Викторовна начала серьезно заниматься с новой ученицей, внушая ей, что она талантлива и, если будет стараться, станет хорошей певицей. И произошло чудо – окрыленный первыми успехами ребенок распрямился, воспрял духом, на милом личике Вали появилась жизнерадостная светлая улыбка. Сейчас девочка хорошо поет и свободно, с явным достоинством держится на школьной сцене. Благодаря усилиям мудрых наставников она поверила в себя, тоска и отчаяние покинули ее душу.

И еще один яркий пример необходимости школы для незрячих детей. Маленький житель Донецка Глеб Ткаченко не видит с рождения. Умные и заботливые родители делали все, чтобы он чувствовал себя сильным и мужественным. Его приучали убирать за собой игрушки, помогать маме и слушать музыку и сказки. Он рос подвижным и любознательным. Старший брат Ростислав учился играть на фортепиано. Его мама Елена с волнением вспоминает, как однажды увидела Глебушку тоже сидящего за этим инструментом. Трехлетний ребенок по памяти наигрывал пьесы, услышанные от брата. Матери хотелось плакать и смеяться – она поняла, что у младшего сына есть врожденная способность к музыке.

Родители занялись поиском преподавателя для мальчика, но заниматься с незрячим ребенком то ли не хотели, то ли не умели. Понимала Елена и то, что сынок подрастает и ему, как всем детям, нужно и в школе учиться, и со сверстниками общаться. Совершенно случайно она узнала, что в Донецке начинает работу спецшкола для детей с инвалидностью по зрению. Мама повела сына туда. Директор школы Н. Воронова и все учителя, казалось, ждали мальчика, настолько искренней и теплой была встреча с ним.

Второй год Глеб Ткаченко регулярно посещает уроки в учебном заведении, осваивает работу на компьютере, читает и пишет по азбуке Брайля, а главное – под руководством учителя музыки О. Нудько осваивает игру на фортепиано. В прошлом году в рамках конкурса «Поверь в себя» он уже выступал на настоящей сцене, нынче снова будет участвовать в конкурсе и представит на суд жюри более сложное произведение.

Елена Ткаченко очень благодарна коллективу школы и призывает всех родителей, чьи дети попали в плен слепоты, не держать их дома в четырех стенах, а приводить туда, где им помогут. Здесь детей учат не только школьным предметам, но и самостоятельности, ведению домашнего хозяйства и умению правильно вести себя в обществе.

Галина ПОНОМАРЕВА

СПРАВКА

В 1921 году молодой английский фотограф Джеймс Бигс потерял зрение и столкнулся с массой проблем. Ему стало сложно ориентироваться в пространстве. Тогда он взял в руки обычную трость и стал ощупывать ею дорогу и препятствия, встречающиеся на его пути. Это помогало слабо – ни прохожие, ни водители не замечали незрячего пешехода. Тогда Джеймс Биг решил окрасить свою трость в непривычный белый цвет, и это сработало – люди стали обращать на него внимание и помогать при передвижении по улицам города. С тех пор белая трость считается символом инвалидов по зрению и пока единственным доступным помощником для незрячих при передвижении на местности. В 1969 году Международная федерация слепых приняла решение отмечать ежегодно 15 октября как День белой трости.

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи