Достояние Республики

 Можете ли вы представить себе жизнь без хлеба? Если вы не на диете, и хлеб вам не противопоказан медициной, прожить хотя бы день без кусочка непросто. Мы давно привыкли к его наличию и разнообразию, как к данности. Как и к работе хлебозавода, своевременно обеспечивающего енакиевцев свежим, доступным продуктом. А между тем такое положение существовало не всегда.

Енакиевский хлебозавод был основан в 1940-м году. Во время Великой Отечественной войны полностью разрушен и восстановлен в том виде, каким мы видим его сегодня, только в 1965-м году. На протяжении не одного десятка лет, он стабильно обеспечивал хлебом и прочими вкусностями горожан и жителей близлежащих поселков. Старшее поколение до сих пор помнит вкус кексов и пирожных, тортов и сдобных булочек.

 В 70-е гг. XX века завод был расширен и модернизирован. В 1971 году было запущен в эксплуатацию склад бестарного хранения муки, который позволил механизировать приемку сырья и его подачу не производство. В 1975-м, было реконструировано 6 печей ФТЛ-24 тупикового типа на 3 комплексно-механизированные линии БН-50 туннельного типа по изготовлению подового хлеба, благодаря чему был механизирован ручной труд формовки и посадки тестовых полуфабрикатов.

 К середине 70-х гг. завод ежедневно выпекал до 80-ти тонн хлеба и до тонны кондитерских изделий. Регулярно осваивалась новая рецептура, внедрялись новинки. К примеру, торт «Сирень», кекс «Новый», плюшка «Московская». Горожане могли испытывать дефицит в модной одежде, сыре или мясе высшего сорта, но в хлебе ― никогда! Его наличие и доступность, было вопросом государственной безопасности. Вот что наша газета писала тогда о работе хлебозавода: «Ассортимент выпускаемой продукции рассчитан на покупателей всех возрастов. Пожилые могут купить булочку пониженной кислотности, ребятишки булочку с крошкой, сдобную булочку и плюшку.

 …Каждый день мы приходим в магазин за буханкой свежего, пахнущего полем и дождем хлеба. И всегда с благодарностью вспоминаем тех, кто его для нас выпекает» («Енакиевский рабочий» от 16.X.76.).

 В 1988 году в производственный процесс были внедрены печи ППЦ-250 и «Минел» по производству подового хлеба. Предприятие, несмотря на перестроечные процессы в стране, жило и развивалось. А чуть позже случилось крушение. Великая страна стала истоией.

 

 Многие из нас помнят то катастрофическое время 90-х, когда дефицит сменился хлынувшим низкокачественным ширпотребом, а у многих просто не было денег на самое необходимое. Сейчас другие времена, с ними и новые трудности и успехи. Лучше всех о современном состоянии завода, его целях и перспективах знает нынешний руководитель, директор Спиридонов Валентин Вячеславович, с самого начала показавшийся мне человеком на своем месте: целеустремленным и с деловой хваткой.

 -Валентин Вячеславович, расскажите о заводе? В чем секрет его долголетия? Возможно, я наивен, но хотелось бы узнать особенности производства.

 -Без обиняков и хвастовства скажу, что Коммунальное предприятие «Енакиевский хлебозавод» ― это динамичное развивающееся предприятие, цель которого ― обеспечить рынок Донецкой Народной Республики качественным ассортиментом хлебобулочных и кондитерских изделий, произведенных в соответствии с высокими стандартами качества. Наш завод ― крупнейший в Республике, а в прошлом, один из крупнейших в Украине, с полным циклом круглосуточного производства. Производственная мощность ― 55 тонн в сутки, суточная выработка сегодня ― 20 тонн, максимальная годовая ― 14000 тонн. Мы специализируемся на производстве хлебобулочных, сухарных и кондитерских изделий из муки первого и высшего сортов. Всего 40 наименований ассортимента. Главное отличие предприятия от подобных ― традиционные технологии приготовления из натурального сырья, на опарах с использованием жидких дрожжей, не только разрыхляющих тесто в смеси с прессованными дрожжами, но и придающими неповторимый вкус и аромат хлебу. Мякиш имеет тонкостенную пористость, не крошится. Ржаные хлеба готовятся на ржаной закваске, являющейся еще и разрыхлителем. В тесто добавляется солодовая заварка. Ее применение придает, например «Бородинскому» хлебу особенный специфический вкус, аромат и цвет. От начала изготовления хлеба к выходу готового продукта проходит 5-6 часов. Булочные и сдобные изделия изготовляют на густых опарах без улучшителей и консервантов. Ведется строжайший контроль за качеством сырья. Такой вид производства является наиболее энергозатратным, в отличие от широко практикующихся методик.

 -Очевидно, использование естественного сырья, влияет на ценообразование?

 -Разумеется. Хлеб по себестоимости получается дороже, но является наиболее полезным для здоровья. Если помните, в 90-х, какой был красивый, пухлый хлеб. Домой приносишь большую буханку, а через час она усохла и зачерствела. Это, конечно, не хлеб в классическом определении. Вся наша продукция сертифицирована, есть своя лаборатория, проводящая ежедневный анализ всего поступающего сырья (муки, клейковины и пр.), поскольку каждый его параметр влияет на конечный результат ― хлеб на вашем столе.

 -Расскажите о наиболее сложных периодах работы? Как он работал во время войны?

 -Когда завод находился в частных руках, в него не вкладывалось ни копейки. Все шло на развал. Была на Украине такая бизнес-империя «хлебного барона», господина Лещинского, который поставил на предприятии крест. Как я уже сказал, наша продукция энергоемкая, с отрицательной рентабельностью, поэтому завод готовили к ликвидации и разграблению. Если бы вы посмотрели на него до войны, вы бы ужаснулись: ржавые трубы на хомутах, под ногами битый кирпич, кругом обшарпанность, неухоженность. Не было ни отопления, ни нормальных санузлов, душевых, раздевалок. Люди возле печей работали в фуфайках, потому что было элементарно холодно. Сейчас все есть, в заводе тепло, чисто. Мы сейчас проведем для вас экскурсию, вы сами все увидите. Ведь олигарх на все смотрит просто: нет прибыли, нужно от такого балласта побыстрее избавиться. А как у нас закрывают предприятия, думаю, вы знаете: порезать все на металлолом и с умным видом, потом объяснить людям, что другого выхода не было. В то время должность мэра города занимал С.Рухадзе, имевший доступ в высокие кабинеты, и благодаря его стараниям, завод не закрыли. Спустя всего несколько лет история так повернулась, что не будь завода, нам всем пришлось бы очень и очень непросто. Кто мог подумать, что начнется война? А на войне, хлеб ― одно из самых важных условий выживания, и во многом залог победы. Помню, в Дебальцево мы приехали сразу после освобождения (18-го февраля 2015 года, прим. интервьюера), буквально в три часа дня наши машины уже стояли на площади. В это время на Светлодарской дуге шли ожесточенные бои, слышны были отголоски боя Тогда я увидел то, что до этого видел только в кино ― выходящих из подвалов изможденных людей, с почерневшими лицами. Ты смотришь на них и понимаешь, что они чувствуют. Только вчера они жили мирной трудовой жизнью, и вдруг на них стали сыпаться бомбы, страна, которая считала их своими, теперь их просто убивает. И еще я видел в глазах страх голода. Дебальчане прибегали с сумками, просили: дайте пять буханок, шесть. Они еще не верили, что все закончилось, не знали, что теперь мы будем приезжать к ним с хлебом каждый день. У людей слезы в глазах стояли. Только что тут была Украина, и вот теперь пришли наши, и самое страшное позади. Этого не забыть никогда. Так вот, если бы в свое время завод закрыли, возможно, не выжили бы они, а Республика вообще, столкнулась бы с катастрофической нехваткой хлеба, т.к. Горловка в то время встала (в их небольшой завод были прилеты, нарушилось водоснабжение).

 

 В 2014 году завод не останавливался ни на минуту. Выживали, как могли. Иногда без водоснабжения, но главное ― были серьезные перебои с сырьем. Дороги к мукомольным заводам в Донецке, Ясиноватой и Еленовке были перекрыты, мы использовали малейшие коридоры, чтобы загрузиться мукой. Спасибо тогдашнему ополчению ― всегда давали сопровождение. Здорово помогал «народный мэр», Роман Храменков. Благо, у нас на заводе есть емкости для запаса муки. Вообще, мы придерживаемся такой стратегии, чтобы запас составлял минимум на две недели работы. Все может случиться. Помните прошедший январь с его аномальными снегопадами. Дороги встали, у нас сырья оставалось на два дня. Большая благодарность МЧСникам, помогли с расчисткой.

 -Валентин Вячеславович, есть ли сегодня у завода конкуренция, и если есть, за счет чего предприятие ее выигрывает, если выигрывает?

 -Конкуренция никуда не исчезла. В городе работают частные пекарни. Мы выигрываем за счет баланса цена – качество, и по ассортименту, стремимся, чтобы продукция была вкусной, полезной и красивой, как на картинке.

 -Ну, картинки я в Интернете видел, действительно красиво.

 -Это эталон. Сегодня продукция Енакиевского хлебозавода ― бренд Республики. Мы не просто его заслужили, мы его завоевали своим трудом. Наш хлеб востребован в Дебальцево, Углегорске, Горловке. В Донецк мы зашли со своей «кондитеркой», заняли доступную для населения нишу. К примеру, торт «Радуга», выпекаемый еще в Советском Союзе, продукт с минимальной рентабельностью, но по технологической карте. Вкусно, недорого, и люди благодарят. В 90-е гг. кондитерский цех вообще не работал, его место занимал склад. В 2016-м мы его восстановили, слава Богу, варвары не успели печи порезать.

 Вы наверное знаете, что в 2017 году завод стал первым (и единственным) по изготовлению хлебобулочных и кондитерских изделий  на территории Донецкой Народной Республики, с сертификатом качества. В Министерстве промышленности и торговли ДНР действует система добровольной сертификации «Стандарт Донбасса». Ее успешное прохождение гарантирует, что продукция соответствует всем международным нормам. Теперь мы имеем право наносить на свою упаковку спецзначок.

 -А есть ли у предприятия стратегия развития?

 -Когда в 2014-м, предприятие стало коммунальным, сразу заработало финансирование восстановления завода и вложение средств в производство. Везде поставили пластиковые окна, что сразу сказалось на сохранении тепла. Была дилемма ― повысить зарплату или ремонтировать станки. Остановились на втором. Провели новое отопление. В этом году стоит вопрос по его модернизации. Планируем перейти на безотходный цикл, полностью зависящий от работы печей, т.е. при их работе лишнее тепло не уходит в трубу, а обогревает завод. В 2015-м, восстановили бомбоубежище. Оно у нас поистине уникальное и единственное в городе: противорадиационное, с запасом воды. В 2016-м, заменили всю кровлю, а то раньше вода на голову капала. В 2018-м, заменили дымоходную трубу, теперь она у нас секционная, утепленная. Для работы по технологии ежедневно нужен пар. Наши котлы не менялись с 1966 года, у них КПД был всего 30%. В прошлом году нам, наконец, удалось отремонтировать котельную, заработали новые российские котлы «Экопар».  Были проведены объемные работы по энергопотреблению, позволившие полностью заменить водоснабжение, канализацию. Все это архиважно для нормальной работы.

 Ожидаем в Республике налоговые послабления и развитие банковской сферы; без программ кредитования непросто. К примеру, нам нужно новое оборудование, где его взять? Выходим на российского поставщика, а он говорит: «о′кей», давайте предоплату. Без предоплаты никто не хочет работать, как говорится, «утром деньги, вечером стулья». Проблема в том, что мы непризнанны, были бы признаны Российской Федерацией, многие проблемы вообще бы не возникали.

 — Каков штат сотрудников на заводе? И что с зарплатой?

 -289 человек, и поверьте, все они специалисты своего дела. Некоторые работают здесь не один десяток лет. Но при этом все равно сохраняется кадровый голод. За счет сокращения расходов по ремонту, мы смогли увеличить фонд заработной платы. В декабре она повысилась на 5%, в феврале ― еще на 10 %.

-Интересно, какая ситуация в России с хлебопекарством? Вы владеете информацией?

 -Глобально, конечно нет, но то, что я видел, сильно отличается от ситуации у нас. Сейчас там идет акцент на мелкое производство, дробление. Даже в крупных городах полно мелких пекарен, каждая из которых борется за своего покупателя. Такой завод, как наш ― гигант в четыре этажа, с полным циклом ― пожалуй, уже и не встретишь. Все-таки не перестаю удивляться, насколько Советский Союз строил мощно, капитально, что называется на века. Я, к сожалению, не застал то время, чтобы сказать: «у меня было счастливое детство».

 -Ну, у меня было счастливое детство…

 -Вот видите. Я вам завидую, откровенно говорю, белой завистью. Как СССР мог держать все это на такой высоте, не представляю.

 -Спасибо Валентин Вячеславович за содержательное интервью.

 

 

 

 На этом мое знакомство с заводом не закончилось ― директор и начальник смены, Лидия Николаевна Кормилец, устроили мне отличную экскурсию, с посещением всех цехов. Откровенно, я был впечатлен солидностью и размахом. Производственный цех, кондитерский, дрожжевой, лаборатория, склад сырья, склад готовой продукции, котельная, компрессорная, даже душевые, раздевалки и бомбоубежище ― все содержится в идеальном порядке и чистоте. И теперь покупая буханку хлеба в магазине, я невольно представляю, какой кропотливый труд был вложен в нее, в десятки тысяч других буханок нашими красивыми девчатами-пекарями. Их работа, как и работа уникального предприятия вообще, достойна уважения и похвалы.

                                                                                                                        интервьюировал Саша Русский

Print Friendly, PDF & Email

Похожие записи