Донецкие персонажи «Зеркала для героя»

Два месяца назад наша газета рассказывала о тех местах, в который 32 года назад проходили съемки «Зеркала для героя» – пожалуй, самого лучшего из снятых в Донецке художественных фильмов. Эта публикация всколыхнула целую волну воспоминаний у тех жителей города, которым довелось летом 1987 года поучаствовать в киносъемках или стать их очевидцами.

Режиссер сыграла режиссера

Выяснилось, что в ставшей потом культовой картине снимался почти весь творческий коллектив донецкого народного театра-студии «4-й этаж» во главе с его бессменным режиссером Валентиной Ефимовой. Причем не только в массовках – некоторым самодеятельным актерам доверили роли, хоть и эпизодических, но запоминающихся персонажей.

«Наш театр тогда, как и сейчас, находился во Дворце молодежи «Юность», – вспоминает Валентина Ефимова. – А приехавшая в Донецк съемочная группа фильма во главе с режиссером Владимиром Хотиненко поселилась в расположенной напротив гостинице «Шахтер». В один из дней к нам в театр пришла ассистент режиссера Инна (уже не помню ее фамилию) и сказала, что ищет актеров на эпизоды и массовые сцены. Прямо в театре она сделала несколько фотопроб и отнесла их Хотиненко. Вскоре вернулась и позвала меня к режиссеру. После разговора с ним я привела в гостиницу наших ребят, прямо там, в фойе, делали фотопробы и отбирали людей на эпизоды».

Например, Вику Гаевую утвердили на роль секретаря директора шахтоуправления Тюкина, который кричал ей «Валя, кофе!» Сама Валентина Михайловна сыграла небольшую роль режиссера, снимавшего в фильме фильм. По ее словам, она не хотела играть, но Владимир Хотиненко на этом настоял. Причем заставил Валентину Ефимову надеть брюки, которые она никогда не носила.

«Пришлось мне взять их у дочери Елены, которая тоже была на съемках. Мы переоделись прямо в автобусе: я надела ее желтые штаны, а она – мою юбку, – продолжает свой рассказ Валентина Михайловна. – Я там бегала по съемочной площадке в этих желтых штанах и как режиссер кричала в мегафон, командуя массовкой. Кстати, я не только сыграла роль режиссера, но еще и была в съемочной группе фильма вторым режиссером – вместо человека, который не приехал. Хотиненко знал, что у меня есть опыт не только театрального режиссера, что я снимала до переезда в Донецк на киностудии в Средней Азии документальные фильмы».

Не раз она возила в больницу имени Калинина (ныне это Донецкое клиническое территориальное медицинское объединение) актера Якова Степанова, который играл слепого и обгоревшего Сашку-танкиста. Там ему делали своего рода бельма на глаза.

«Целый день приходилось с ними ходить, глаза из-за этого воспалялись, он мучился», – вспоминает Валентина Ефимова.

Больше других Валентине Михайловне запомнился эпизод с участием того же Сашки-танкиста – когда тот остановил на пересечении проспекта Труда и улицы Красноармейской грузовик, который вез пленных немцев. Один из пленных – его сыграл актер Большого театра Владимир Богачев – тогда запел великолепным голосом арию из оперы Вагнера «Тангейзер». А Валентина Михайловна вместе со звукооператором лежала в этот момент на дне грузовика, в ногах у «фашиста», и держала микрофон.

В этой же сцене по улице гуляли актеры театра «4-й этаж», изображавшие жителей послевоенного города Сталино (нынешнего Донецка). Вообще в массовках было занято больше 70 подопечных Валентины Ефимовой.

Герои массовки

В этом же эпизоде участвовала в массовке Ирина Кравченко (тогда еще у нее была девичья фамилия Шифрина). У женщины сохранилась фотография, на которой сразу после съемок запечатлена их компания, изображавшая жителей Сталино, прогуливавшихся на углу проспекта Труда и улицы Красноармейской.

«Нас собрали в «Шахтере», загримировали и переодели в одежду, которую носили в послевоенные годы, – рассказывает Ирина Кравченко. – Высоких парней переодели в пленных немцев. Когда они во время перерыва зашли перекусить в буфет, то люди, которые там были, испугались. Снимали много дублей этой сцены с немцами, поэтому нам пришлось прогуливаться по перекрестку много раз. Было довольно тяжело и непривычно. Но в то же время очень интересно. Кстати, спустя несколько лет я снялась в массовке еще в одном фильме, который назывался «Дафнис и Хлоя». Его снимал в Крыму режиссер Юрий Кузьменко. Там я тоже изображала горожанку, но древнегреческую. Также продолжаю играть в театре: до прошлого года была в труппе «4-го этажа», а сейчас – в театре «12/18», который находится в Пролетарском районе Донецка, в ДК имени ХХ Победы».

На съемки «Зеркала для героя» Ирина Кравченко привела и свою знакомую Елену Зарубину, которая тогда работала заведующей читальным залом библиотеки Донецкого института советской торговли. А в фильме сыграла уборщицу тетю Дусю, выгонявшую из конторы главных героев Андрея Немчинова и Сергея Пшеничного (их играли Иван Бортник и Сергей Колтаков). Потом ей удалось с ними душевно пообщаться. Особенно понравился Елене Зарубиной простой и веселый Бортник, по тем временам он был главной звездой фильма.

В театре «4-й этаж» в то время играл и будущий муж Ирины – Николай Кравченко. Естественно, он тоже попал на киносъемки.

«Мой будущий муж Николай (теперь уже покойный), а также Олег Перепелюков и Дмитрий Чубурков играли бандитов, которые ограбили кассу на шахте, – рассказывает Ирина Кравченко. – Мы тогда долго смеялись, когда «ранили» Чубуркова, и его всего залили красной краской».

Дмитрий Чубурков, который сейчас работает ведущим передач на телеканале «Юнион» и продолжает играть в театре «4-й этаж», тоже с улыбкой вспоминает тот эпизод с ограблением кассы: «Когда я стоял спиной к камере, на моей спине раньше времени взорвался пакет с краской. Только со спины меня и показали в фильме. Я с тех пор говорю, что сыграл главную роль восьмого плана».

Олег Перепелюков играл не только бандита, но еще был задействован в нескольких массовых сценах. В том числе принимал участие в «воскреснике», во время которого горожане сажали деревья. У него тоже осталось на память довольно много фотографий с тех съемок.

«Мне понравилось то, что мы как будто на время перенеслись в другую эпоху. Особенно запомнилась неповторимая атмосфера на съемках», – вспоминает Олег.

Эту душевную атмосферу с теплотой вспоминаю практически все, с кем довелось говорить о фильме. Подробнее об этом мы расскажем в следующем номере газеты.

Сергей ГОЛОХА

 

Окончание следует

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи