Донецкие персонажи «Зеркала для героя»

(Окончание. Начало в №29 за 31 июля)

Продолжаем вспоминать о съемках культового фильма Владимира Хотиненко «Зеркало для героя», которые проходили в Донецке летом 1987 года. В предыдущем номере газеты о них рассказали режиссер Донецкого народного театра-студии «4-й этаж» Валентина Ефимова и несколько его бывших актеров, сыгравших в эпизодах и массовых сценах. А сегодня воспоминаниями делятся еще две его тогдашние участницы, а также люди, не имевшие отношения к этому театру.

Многие сцены вырезали

Когда снимали «Зеркало для героя», Елена Кондрашкина как раз закончила школу и собиралась поступать в театральный вуз. Участие в киносъемках еще больше укрепило ее желание стать актрисой. И она ею стала. Сейчас Елена Кондрашкина служит в Тамбовском драмтеатре, а до этого много лет являлась актрисой Донецкого театра юного зрителя, который находится в Макеевке, была удостоена звания Заслуженной артистки Украины.

«Во время съемок фильма было интересно наблюдать за спецэффектами, за игрой профессиональных актеров, вместе с которыми мы не только снимались, но и гримировались. Они казались мне очень демократичными и свободными, — говорит Елена. – Атмосфера на съемочной площадке была упоительной. Я потом снималась в сериалах, но там не испытывала такого сильного ощущения от настоящего кино, как на съемках «Зеркала для героя». И сам фильм получился очень проникновенным и атмосферным. Когда он вышел на экраны, мы его бурно обсуждали. Весь наш театр пригласили на презентацию картины в кинотеатре имени Шевченко, на которую приезжала почти вся съемочная группа».

Но, по словам актрисы, в фильм не вошли многие сцены, которые долго снимали, делали дубли.

«Например, нас попросили спеть украинские песни для сцены воскресника, — рассказывает Елена Кондрашкина. — Я тогда занималась не только в театре, но и в хоровой студии. Поэтому возглавила компанию женщин, которая исполняла песни – разложила, кто каким голосом будет петь. Спели мы замечательно, все были в восторге. Но эта сцена, как и многие другие, не вошла в фильм».

В результате Елену показали в «Зеркале…» только один раз – во время собрания на шахте, правда, крупным планом.

Ее тезка и подруга Елена Чересло, которая сейчас живет во Франции и пишет книги в жанре фантастики, тоже говорит, что очень много эпизодов из фильма вырезали, хотя до этого их подолгу снимали, делали множество дублей.

«Режиссер постоянно что-то предлагал, а потом все менял, ему всегда все не нравилось, он сильно нервничал, — вспоминает Елена Чересло. – Например, когда снималась сцена собрания в актовом зале, один из осветителей пробежал к своей аппаратуре. Это заметил режиссер и заявил, что в кадре появился посторонний, поэтому все нужно переснимать. Ассистент ему сказал, что все нормально и допустимо. Но Хотиненко настоял на том, чтобы сцену пересняли. Причем переснимали ее не один раз».

Еще Елена вспоминала эпизод с лопатой, которая по сценарию должна была сломаться во время посадки деревьев. Для этого ассистент принес лопату с заранее распиленным, а затем склеенным черенком. Но режиссер сказал, что это халтура – все должно выглядеть естественно. Между ними начался разговор на повышенных тонах.

«И тогда кто-то из массовки просто сломал черенок другой лопаты и закрепил его на месте слома. Режиссер остался доволен. Эта лопата и попала в кадр», — говорит Елена.

Невероятная атмосфера

Но она, как и другие, признает, что даже несмотря на такой перфекционизм Владимира Хотиненко, атмосфера на съемках была замечательной и веселой. А без режиссера вряд ли удалось бы добиться такого эффекта.

Сам Владимир Хотиненко, вспоминая съемки «Зеркала для героя», в интервью нашему коллеге Руслану Мармазову три года назад сказал: «У меня никогда не было такой фантастической массовки. Во время съемок была совершенно невероятная атмосфера. Представьте себе, приходилось за 150 километров ехать автобусами от гостиницы «Шахтер», в жару. А массовка — шахтеры, веселые такие, с тормозками, терпеливые: снимать надо? Так не волнуйтесь, мы все сделаем. Спеть надо? Пожалуйста! Это очень органичные, прекрасные люди. Я на всех своих последующих картинах непременно вспоминал донецкую массовку».

Примерно такие же впечатления остались от съемок фильма и у Заслуженного артиста Российской Федерации Бориса Галкина, сыгравшего в фильме молодого отца одного из главных героев.

«Сниматься было чрезвычайно легко и интересно. Вся съемочная группа и актеры были просто влюблены не только в сценарий картины и повесть, по мотивам которой он был создан, но и в сам Донецк, — рассказывал он в 2015 году в интервью еще одному нашему коллеге Александру Ильину. — Атмосфера была создана уникальная, нас кругом принимали доброжелательно, с открытым сердцем, со всей широтой души. Повторю, тогда было так радушно и тепло, что воспоминания остались на всю оставшуюся жизнь».

Елена Чересло это тоже подтверждает: «На съемках не было границы между актерами и массовкой. Мы снимали фильм одной большой и дружной семьей. Именитые актеры относились к нам просто, без высокомерия. Мы могли с ними поговорить, задать вопросы, сфотографироваться. Мы переодевались в одной гримерке с актрисой Натальей Акимовой, которая играла молодую маму Сергей Пшеничного — одного из двух главных героев. Я сначала снималась в красной кофточке с беленькими черточками, а потом ее отдали Наталье Акимовой. Ее можно увидеть в ней в кино».

Самый яркий персонаж из Донецка

В массовых сценах играли не только актеры народного театра «4-й этаж», но и очень многие жители Донецка и других мест, в которых проходили съемки.

Из числа наших земляков наиболее заметная роль в фильме досталась Валентину Ароняну, ныне уже покойному. Он не просто появлялся в кадре в нескольких сценах, но и везде много говорил, шутил, гоготал, играя шахтера-балагура, — коллегу и приятеля стахановца Пухарева (его изображал Сергей Паршин).

«Когда Валентина пригласили сыграть в кино, он был одним из ведущих характерных актеров народного театра имени Ленинского комсомола, что располагался в нашем донецком ДК имени Ленина, — рассказывает Ирина Белоколос, которая в те времена тоже входила в труппу этого театра. – А вообще Валентин был обычным работягой с ДМЗ, но при этом очень талантливым и ярким актером».

Владимиру Хотиненко самодеятельный донецкий актер так понравился, что режиссер дал Валентину Ароняну еще одну эпизодическую роль в своем фильме «Рой», который он снял три года спустя после «Зеркала для героя» уже на территории России.

Владимир Иванович еще в те времена собирался снова приехать в Донецк. Но так и не сложилось.

Посетивший наш город в 2015 году Борис Галкин, вспоминая о «Зеркале для героя», поделился: «Этот фильм сегодня как никогда необходим. Есть такая задумка – привезти фильм в Донецк. Если получится, то сделаем это вместе с Володей Хотиненко. Хотим показать эту удивительную картину и потом об увиденном поговорить со зрителями».

Будем надеяться, что это рано или поздно произойдет.

Сергей ГОЛОХА

 

Print Friendly, PDF & Email

Донецк Вечерний Городская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 16 полос, 4 цветные, телепрограмма. Освещает события города Донецка и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Донецк, ДНР.

Похожие записи