Будущая инженерная элита

В Донецке продолжается реализация проекта «Юный изобретатель Республики», инициированного Министерством информации ДНР

Покорители небес

Напомним, целью проекта является освещение потенциала подрастающего поколения Республики в научной области, а также привлечение внимания ученых той или иной сферы для возможности дальнейшего практического применения изобретений.

Вместе со специалистом отдела социально-информационных проектов Егором Чернокнижным мы посетили несколько интересных мест, где познакомились с юными умельцами. Сперва мы побывали в клубе авиамоделирования «Икар», расположенном в Донецком республиканском центре технического творчества.

– В авиамодельном объединении нашего центра ребята учатся проектировать, строить и запускать летающие модели самолетов. Здесь работают три педагога дополнительного образования, которые помогают воспитанникам овладеть также навыками работы с различными инструментами, – объяснила директор центра Оксана Гайдукова.

Все начинается с линии

Авиамодельный клуб «Икар», объединивший воспитанников в любви к небу и стремлении покорять воздушное пространство, был основан в 80-е годы прошлого столетия Алексеем Алексеенко – человеком, воспитавшим не одно поколение авиамоделистов. Сегодня дело жизни отца продолжает его сын, тоже Алексей Алексеенко.

– В нашем центре занимаются до 50 воспитанников в возрасте от 9 до 18 лет. Существуют три уровня обучения. На начальном этапе младшие школьники знакомятся с навыками геометрических построений моделей. Затем, постепенно обретая опыт, ребята переходят в более старшую группу, где строят уже модели посерьезней, – рассказал руководитель авиамодельного клуба «Икар».

Программа обучения в клубе рассчитана на 8 лет. Ребята сначала с удовольствием проектируют различные модели при помощи компьютерной графики, затем долгое время готовят все необходимые детали и только потом собирают запланированную модель. Ну что ж, давайте пообщаемся с педагогами.

– Первый и второй годы обучения – это начальная стадия. Ребята знакомятся с инструментом и техническим оборудованием. Узнают, что такое лобзик, надфиль, для чего нужны эти вещи и как ими правильно пользоваться. Также учатся правильно работать с чертежами, начиная с простейшего элемента – линии. Ну и, конечно, потихоньку начинают собирать модели воздушных змеев, – пояснила руководитель кружка Елена Ботина.

– Обучение для начала требует от самых маленьких понимания того, что такое геометрическая фигура, изучения многообразия фигур… Ребята, которые занимаются в группах постарше, уже знакомы с физикой. С ними можно говорить о таких понятиях, как размер, длина, ширина. Можно обсуждать давление, течение воздушных масс и так далее. Они, соответственно, строят уже сложные модели и копии, – присоединился к беседе еще один руководитель кружка Виталий Мате. – Но все происходит, конечно, очень постепенно.

Как настоящие

Пришло время подойти к ребятам и поинтересоваться, что же они так увлеченно мастерят.

– Я занимаюсь в кружке чуть больше года и сейчас создаю комнатную модель планера. Мне очень нравится внешний вид аппарата, и я захотел сделать его точную копию. А еще планер очень красив в полете, – поделился с нами воспитанник авиаклуба Иван Захаров.

– Я делаю хвостовую часть самолета «Каталина». Вообще, это гидроплан, но мы решили сделать так, чтобы самолет мог взлетать не только с воды, но и с твердой поверхности, – рассказал нам еще один юный авиамоделист Никита Колесниченко. – Во время полетов наша задача состоит в том, чтобы движение модели в воздухе было максимально похожим на полет настоящего самолета.

В «Икаре» занимаются не только мальчишки. Вот, например, 13-летняя воспитанница кружка Алена Алексеенко, которая сейчас занята деревянным каркасом, по форме напоминающим фюзеляж самолета.

– На данный момент я занимаюсь своей новой пилотажной моделью, с которой планирую выступить на соревнованиях более высокого уровня, чем те, в которых мне приходилось участвовать ранее, – рассказала девочка. – В течение трех месяцев мы прорисовывали детали будущего аппарата с помощью компьютерных технологий. Затем эти детали выпиливались на станке с числовым программным управлением. После этого я уже склеивала получившиеся фрагменты, – поясняет Алена.

Отметим, что воспитанники клуба регулярно участвуют в городских, республиканских и международных соревнованиях и являются призерами и чемпионами Донецкой Народной Республики и Российской Федерации.

Интересным и полезным делом заняты ребята. Хочется верить, что они разовьют свой талант и в будущем будут применять полученные навыки во взрослой жизни. А творения их рук будут летать в небе над Донецком, которое в скором времени обязательно станет мирным! Ну а мы двигаемся дальше…

 

Карандаш, линейка, лобзик

Здесь же, в ДонРЦТТ, есть еще одно место, в котором ребята своими руками делают модели. На этот раз – плавающие. Все стеллажи заставлены маленькими, и не очень, копиями плавающих судов или их деталями. На полках красуется большое количество всевозможных наград: кубков, медалей, грамот…

Руководит судомодельным кружком заведующий спортивно-техническим отделом центра Сергей Скиба.

– Сергей Игоревич, какими навыками нужно обладать, чтобы начать занятия в вашем кружке?

– Для начала необходимо умение чертить, правильно держать в руках линейку и карандаш. Также нужно уметь пользоваться простыми инструментами. Поэтому ребята занимаются у нас примерно с 8–9 лет. Обучение рассчитано на 6–9 лет. На начальном этапе они строят простейшие модели самоходных судов, и здесь главными инструментами становятся карандаш, линейка и лобзик. Материалы для первых моделей тоже берутся простые: пенопласт, картон, дерево, фанера. В более сложных моделях используются композитные материалы, стеклопласт – сочетание эпоксидной смолы со стеклотканью. Из металлов идут в ход жесть, сталь, латунь. Используем также полистирол, органическое стекло. Тут уже творят ребята из групп постарше, которые немного знакомы с физикой, математикой и другими науками.

– С чего начинается создание нового судна?

– С чертежа. Начинающим судомоделистам я выдаю готовые схемы, с которыми они работают. Последующие модели от рисунка до спуска на воду воспитанники готовят самостоятельно, конечно, под чутким руководством наставника: сами делают чертеж, выпиливают, обрабатывают, красят, склеивают.

– Сколько времени уходит на изготовление модели?

– Если воспитанник усидчив, то может справиться за половину учебного года. Некоторые тратят на это год. Но это что касается простейших судов. Сложные модели и копии создаются дольше. На это может уйти и полтора-два года.

– Сейчас делаете что-то сложное?

– Сейчас мы занимаемся созданием точной копии тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула». Модель небольшая, но очень сложная. В ней все забито электроникой. Судно будет не просто двигаться по воде, но также погружаться и всплывать.

Увлечение по наследству

Глядя по сторонам, начинаешь понимать, что люди к своему творчеству относятся очень серьезно. Все модели плавательных аппаратов выглядят как настоящие. Поражает детализация – учтена каждая мелочь, вплоть до радиоантенн и спасательных кругов на бортиках…

– Сергей Игоревич, видно, что вы опытный судомоделист. Давно этим увлекаетесь?

– Серьезно заниматься судомоделизмом я начал с третьего класса. Мой отец работал в этой лаборатории руководителем кружка, а затем заведующим отделом. Вот я и ходил сюда делать модели. В итоге прозанимался 9 лет. Теперь вот являюсь наставником ребят.

– Наверняка были достижения?

– Раньше мы часто, по несколько раз в год, выезжали на соревнования. Объездили всю Украину. Я побеждал и часто занимал призовые места, медалей привозил много. Сейчас с ребятами участвуем в республиканских соревнованиях различного уровня, выступаем и в Российской Федерации, где постоянно подтверждаем свое мастерство и доказываем, что мы одни из лучших.

– Скажите, как проходят соревнования по судомодельному спорту?

– Обычно в соревнованиях принимают участие два типа моделей: самоходные и радиоуправляемые. Первые нужно пустить по прямой дистанции и попасть в ворота на финишной линии. Вторые совершают маневры – их необходимо провести по специальной дистанции к воротам, не коснувшись при этом буйков. За выполнение начисляются баллы. Перед ходовыми испытаниями судьи делают стендовую оценку модели. Смотрят на качество исполнения, точность, соответствие чертежам. Затем баллы суммируются.

Преодолевая трудности

Давайте пообщаемся с воспитанниками кружка и выясним, почему ребята выбрали судомоделизм.

– В этом кружке я занимаюсь с 2015 года, – рассказал Владимир Драченко. – Раньше собирал модели дома. Это были в основном танки и самолеты. На один из дней рождения отец подарил мне модель авианосца, которую мы вместе собирали. Мне очень понравилось. Однажды я узнал об этом кружке. Оказалось, что здесь делают не стендовые модели, а действующие, что гораздо интереснее. И вот я здесь.

– Что строишь сейчас?

– Сейчас работаю над созданием модели линкора «Бисмарк». Делаю ее уже чуть больше года. Планирую выступить с этим кораблем на предстоящих соревнованиях.

– Приходится ли сталкиваться с какими-то трудностями?

– Трудности есть всегда, особенно когда дело доходит до деталировки. Но мы их преодолеваем, так как все должно соответствовать оригиналу.

– У тебя уже были какие-то успехи?

– Да, я несколько раз выигрывал республиканские соревнования, а также занимал призовые места на состязаниях в России.

– Я тоже начинал заниматься моделированием дома, – поделился с нами еще один воспитанник секции Дмитрий Николаенко. – Поначалу это также были самолеты и танки. Но однажды с классом мы пришли в этот кружок на экскурсию. Я увидел все эти модели кораблей и понял, что судомоделирование – это мое!

Согласитесь, удивительно, что своими руками, с помощью нехитрых инструментов, ребята делают потрясающие модели судов, которые являются точными миниатюрными копиями оригиналов и ведут себя на воде, как настоящие корабли!

Спорт повышенной опасности

Ну что ж, оставим наших капитанов за их любимым занятием и посетим еще одну секцию.

Здесь воспитанники тоже занимаются сборкой аппаратов. Разница лишь в том, что они сами пилотируют свои машины. Речь о картинге.

Об истории донецкого картинга нам рассказал Альберт Мурашко, пятьдесят лет жизни которого неразрывно связаны с этим клубом.

– Во времена Союза картинг был очень популярным видом спорта, – рассказывает Альберт Эдуардович. – В нашей области было порядка 30 клубов. По линии ДОСААФ мы получали огромное количество машин. Бывало, что приобретали и по тысяче. Увлечения детворы поддерживали на всех уровнях. Во времена Украины все изменилось, но мы пытаемся восстановить былое величие. С начала боевых действий мы не прекращали деятельность – кружок активно работал, и дети занимались. Сейчас проходим регистрацию, так как нужна большая юридическая поддержка, ведь это спорт повышенной опасности. И если все пройдет гладко, это будет большим толчком к развитию.

О том, как проходят занятие в секции, рассказывает еще один руководитель секции Валентина Петрученя, сама чемпионка ДНР, до сих пор продолжающая выступления.

– У нас занимаются ребята в возрасте от 9 до 18 лет. Сначала, как и положено, изучают теорию: экипировку, правила поведения водителя на трассе, устройство карта и многое другое. Затем сдают своеобразный экзамен, на котором руководители кружка проверяют уровень знаний, задавая различные вопросы. И если все нормально, приступают к сборке машины и выезжают на трассу. Сейчас у нас ребята занимаются в семи группах. Это порядка 70–80 человек. Наши воспитанники регулярно участвуют в соревнованиях и показывают хорошие результаты.

– Я хожу в кружок уже год. С детства любил автомобильную технику и все, что с ней связано, – делится воспитанник секции Богдан Николаенко. – Когда появилась возможность заниматься здесь, я ее не упустил. За этот год я досконально изучил устройство карта и могу собрать его самостоятельно. Сейчас у меня две машины. Над одной еще надо поработать, а одна на ходу. Я уже принимал участие в соревнованиях. Выступал как в роли гонщика, так и механика.

Отрадно, что ДонРЦТТ дает возможность детворе получить дополнительное образование. Обучающиеся центра – будущая инженерно-техническая элита Республики.

Автор Сергей АНИСИМОВ. Фото Валерия ЛУКИЧА

Редакция благодарит Министерство информации ДНР за содействие в подготовке материала

 

ГИГАНТ НА БАТАРЕЙКАХ

Пятидесятилетний британец Тони Найхаус, который на протяжении тридцати лет увлекается авиамоделизмом, задался целью построить самый большой радиоуправляемый самолет в мире. За основу для модели был взят американский стратегический бомбардировщик Boeing B-50 Superfortress, который стоял на вооружении с 1950 по 1970 год.

Британскому авиамоделисту потребовалось два года и 13 тысяч долларов, чтоб сделать гигантскую копию самолета с размахом крыльев 6 метров и весом 45 килограммов, на фоне которого обычные радиоуправляемые самолеты кажутся невзрачными малышами. Каркас аппарата сделан из брусков бальсы и фанеры. Самолет поднимают в воздух четыре электродвигателя с пропеллерами диаметром 0,6 метра, которые работают от 96 батареек.

Модели для взлета требуется взлетная полоса длинной 50 метров. Максимальная скорость полета аппарата составляет 65 километров в час. При хорошей погоде он может подняться на высоту 210 метров. Батареек хватает на 8 минут полета, после чего на пульт дистанционного управления поступает сигнал, и самолет начинает медленно снижаться.

Из-за гигантского размера радиоуправляемой модели владельцу копии Boeing B-50 для полетов у себя на родине пришлось получать разрешение в Управлении гражданской авиацией, а для демонстрационных полетов за границей каждый раз приходиться собирать целую кипу документов.

МИЛЛИОН ДЕТАЛЕЙ

Бывает, что для изготовления моделей судов используются довольно необычные материалы. К примеру, художник из Чикаго Уэйн Кьюси построил 8-метровую модель знаменитого лайнера «Куин Мэри» (Queen Mary) из зубочисток. На весь процесс у него ушло порядка 10 лет, при этом было использовано более миллиона зубочисток!

Спички как материал судомоделисты используют чаще. За рубежом регулярно проводятся выставки и конкурсы спичечных флотов.

Фил Уоррен из Лондона построил целый флот – 432 модели кораблей, изготовленных исключительно из спичек и спичечных коробков. Умелец занимался своим хобби практически всю жизнь – более 60 лет.

Еще одна потрясающая работа – немецкий линкор «Тирпиц» (Tirpitz) в масштабе 1:125. Модель изготовлена Дитером Гертнером из немецкого города Гейдельбергаy. На ее постройку ушла 71 тысяча спичек.

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи