Большая ячейка общества

Ольга и Александр Коган – родители от Бога. Уже на протяжении 14 лет в созданном ими детском доме семейного типа живут ребятишки разных возрастов, которые обрели настоящую, счастливую семью. Мы побывали в гостях у Коганов и пообщалась с этой большой, дружной семьей

«Вечная мамка»

– Ольга Анатольевна, расскажите, как все начиналось? Как появились первые дети в вашей многодетной семье?

– В нашей семье пятеро уже взрослых родных детей: Руслан, Саша, Оля, Ваня, Юля. И шестеро внуков. Когда свои подросли, я подумала: а что же я буду делать дальше? За кем мне ухаживать, о ком заботиться? Наверное, внутри меня сидит вечная мамка, которая постоянно хочет с кем-то нянчиться, кого-то любить. Мне очень нравится, когда в доме много ребятишек. Я каждого из них чувствую, знаю, понимаю их вкусы и желания. А потому мы с мужем (это было в 2004 году) приняли решение – взять детей из детского дома.

Первыми были Кристина и Дима (брат и сестра), Вика, Ваня и Леша. У каждого из них своя жизненная история, и все они, будучи еще совсем маленькими, уже успели столкнуться с жестокостью и предательством взрослых. Дети были напуганными, худенькими, постоянно просили есть, многие вообще не разговаривали. И главным для нас с папой было их обогреть, откормить, приласкать, окружить заботой, вниманием и стать для них родными.

Например, Вика была словно немая, не разговаривала. Но после общения с логопедом и наших постоянных с ней занятий девочка стала говорить. Ей вообще ставили диагноз «умственная отсталость». Через несколько лет из нее вырос вполне нормальный, адекватный и умный ребенок. Сегодня наша Викуся успешно учится на повара-кондитера. Дима такого насмотрелся от горе-родителей, что, попав к нам, некоторое время копировал их поведение. Он садился на кухне за стол, стучал по нему кулаком и кричал: «Дашь водки?!» А его сестра Кристина так радовалась купленной колбасе, что, когда мы шли с ней из магазина, несла ее по улице за веревочку – пусть все видят, что у нас есть. Но общими усилиями мы со всем справились, всё побороли. Сегодня ребята из нашего первого выпуска уже взрослые. И теперь уже со своими детьми приезжают к нам в гости, звонят, общаются с нами в социальных сетях. Для нас с папой важна и интересна судьба каждого из них, и очень радует то, что они нас не забывают.

– А до какого возраста дети живут в вашей семье?

– До 18 лет. Потом они уходят в самостоятельную жизнь, поступают учиться.

– Вы знаете о судьбе каждого из них?

– Конечно, знаем о судьбе каждого ребенка из всех наших выпусков за 14 лет. Леша, например, военнослужащий; Женя – будущий офицер, учится в высшем военном училище; Руслана и Оксана – студентки ДонНУ; Дима учится в политехническом колледже; Настя и Данил – повара-кондитеры; Кристина – будущий художник-дизайнер.

– Сколько детей вы уже выпустили во взрослую жизнь?

– Двенадцать. И сегодня в нашей семье живут десятеро.

– Этих вырастите – и всё?

– Нет, что вы! Мы еще хотим брать детей на воспитание и заботиться о них, растить, холить, лелеять и любить.

«Люблю непослушных!»

Пора познакомиться с младшими членами семьи Коган. В большой, уютной квартире, совмещенной из двух, они разбрелись по разным комнатам. И только звонкие детские голоса и смех напоминают о присутствии ребят. Каждый из них занят своим делом: они рисуют, вышивают, собирают пазлы, играют. В новой семье дети не обделены ничем: у них много игрушек, два компьютера, большой телевизор, у старших – телефоны. А еще у них живут милые домашние питомцы: кот Вася, такса Джессика, попугаи и черепаха. Здесь теплая домашняя атмосфера, любимые папа и мама, дружная семья, в которой каждый заботиться друг о друге, и скучать не приходится никому.

Андрей, Артем, Кристина и Вероника попали к Коганам из семьи Бороденко, после того как их приемная мама умерла.

– Мне говорили, что Андрей очень сложный ребенок, непослушный. Но у нас с ним сразу сложились хорошие отношения. Я в основном и беру к себе таких детей, непослушных, я их люблю, – делится Ольга Анатольевна. – Парню 16 лет, он учится в Донецком техникуме строительных технологий, играет там в казачьем ансамбле ложкарей.

– Что ты любишь еще, кроме своего увлечения? – спрашиваем у Андрея.

– Люблю маму, – отвечает он.

Знакомимся с 15-летним Артемом. Со слов родителей, он очень активный, трудолюбивый мальчик, уверенный в себе. Занимается настольным теннисом, после школы хочет поступить учиться на автослесаря.

13-летнюю Веронику мама называет Штирлицем в юбке. Девочка очень энергичная, волевая, решительная, лидер во всем, может организовать и взять в свои руки любое дело. Она играет в футбол, любит рисовать, ходит на кружок журналистики и прекрасно умеет готовить. Ее борщи, салаты, оладьи, сырники и пирожки любит вся семья. Девочка обожает животных и мечтает стать ветеринаром.

Кристина, ей 11 лет, тоже активная и веселая девочка, занимается танцами в группе «Транс-Дэнс», ходит на кружок рукоделия. Мама может на нее всегда положиться: она и в школу младших собирает, и прически им делает, и отводит на учебу, и помогает братьям и сестрам подтянуться по некоторым предметам.

– Ольга Анатольевна, дети вас называют мамой?

– Да, все называют. Только некоторые не сразу говорят эти слова. И для меня это всегда важное и трогательное событие. Ведь они все мои дети!

Холодильник без охраны

Симпатичные девчушки, сестры Ксюша и Лена, в семье Коган уже полтора года. Раньше девочки жили с мамой и отчимом. И приходилось им не сладко: родители пили, сестры прятались от отчима под кровать, а тот пьяный вытаскивал их оттуда за ноги. Бывало, что в нетрезвом состоянии бил Ксюшу по голове. Теперь у девочки, как следствие побоев, постоянные головные боли при простуде, ей нельзя бегать и прыгать. И если она нарушает спокойный режим, то теряет сознание. Сейчас ей девять лет.

Лена – самая младшая дочь в семье, ей шесть. Малышка с удовольствием готовится к школе: уже читает и пишет.

Антон живет в этой семье с шести лет, сейчас ему 11. Когда он был маленький, его мама уехала в Турцию, теперь у нее там новая семья. А мальчик остался с бабушкой, которая по состоянию здоровья не смогла его воспитывать. Так ребенок попал в детский социальный центр.

– Он очень домашний, спокойный. И мы в семье называем его «Наш Тоша», – говорит Ольга Коган.

Восьмилетняя Тина в семье несколько месяцев. Мама у нее умерла, отец начал злоупотреблять алкоголем. Девочка вспоминает, как она хотела есть, а папа всю ночь сидел на кухне и сторожил холодильник. У Тины от недоедания темнели круги под глазами, она была очень худой. Новым родителям девочка однажды сказала: «Я у вас наедаюсь, здесь никто не охраняет холодильник, и мы можем пить чай, когда хотим». Идя в школу, во второй класс, Кристина вообще не умела читать и писать. Теперь всему научилась – с помощью старших детей и родителей.

Соня жила изначально с мамой и бабушкой. Потом они умерли. У девочки есть папа, бывший наркоман, который якобы хочет забрать дочь к себе.

– Ты хочешь жить с папой? – спрашиваем мы у нее.

– Нет. Мне нравится в этой семье, – отвечает девочка.

Соня тоже ходит на кружок журналистики, но мечтает стать психологом.

Данилу сейчас 16 лет. В семью Ольги и Александра Коган он попал в двухлетнем возрасте вместе со старшим братом Женей. Родители у мальчишек умерли, а бабушка, дедушка и тети от них отказались. Ольга Коган вспоминает, как мальчики первое время всё ели руками и были постоянно голодными. «Папа и мама пили, а мы сидели под столом и собирали головки от хамсы», – рассказывали они новым родителям. У Данила с самого детства проблемы с сердцем, иногда он теряет сознание. Парень находится на учете у кардиолога и периодически проходит обследования. Сейчас он учится на повара-кондитера, печет булочки и торты, которые любят все домашние.

Ленивых нет

– Как проходит ваш день? – интересуемся у родителей.

– У нас утро начинается в семь часов. Дети просыпаются, завтракают, собираются на учебу. Потом младшие всей гурьбой идут в школу, старшие едут в техникум. А в выходные все любят поспать подольше. Потом целый день чем-то занимаются. Могут вышивать, шить, часто ездят с папой в парк, ботанический сад, планетарий или цирк. А в пятницу у нас уборка в квартире. Принимают участие все, от мала до велика. Мы с самого раннего детства приучаем детей к труду, чтобы в самостоятельной жизни они умели все, чтоб им жилось легче. Они умеют и посуду мыть, и стирать, и готовить, и убирать, и обои клеить. Каждый день у нас дежурства на кухне. И ленивых нет, все трудятся с удовольствием. А когда ездим в деревню к сыну Ване – он у нас фермер, – то ребятишки и там помогают. У Ивана большое хозяйство: коровы, свиньи, куры, огород. Дети и за птицей ухаживают, и сено убирают, и корову могут подоить, и огород вскопать, засадить. А оттуда мы всегда привозим и молоко, и мясо, и яйца, и творог, и овощи, и фрукты.

– Готовите, наверное, много, на большую-то семью?

– Конечно. Борщ варим в огромной, десятилитровой кастрюле, салаты делаем в большой миске. И продукты покупаем в немалых количествах. Печенье, конфеты – по два ящика в месяц; некоторые овощи, муку, сахар, крупы – по несколько мешков, сметану – ведрами. Покупаем и мясо, и курицу, и рыбу, и сыр. Каждый из детей может готовить: младшие чистят овощи на суп или борщ, старшие варят. Я уже полностью могу доверить им приготовление обеда или ужина. А если у кого-то в семье день рождения, то дети могут сами и торт испечь, и печенье, и другие сладости. Обычно они готовят имениннику подарки своими руками, поют песни, танцуют, читают стихи.

– Как вам жилось, когда началась война?

– Многие детские дома семейного типа, которые были в Донецке до войны, разъехались по разным местам. Мы остались в городе. Из окон нашего дома в Буденновском районе были видны горящие здания в Моспино, мы слышали звуки снарядных разрывов. Дети знали, что нужно прятаться в коридоре, где нет окон. Помню, как мы сделали запасы крупы, муки, сахара и отправились в деревню к Ване, в Старобешевский район. Там пробыли до октября. Но надолго уезжать из Донецка мы не собирались.

– Сегодня вам кто-то помогает? Выплаты на детей есть?

– Да, на каждого ребенка выплачивают по 7 440 рублей в месяц. Недавно МЧС подарило нам по две пары обуви для детей и продуктовые наборы.

– Что для вас самое ценное в жизни?

– Конечно же, семья, – отвечает мать. – Это вся моя жизнь, и другой я себе не представляю. Без детского шума и гама я, наверное, не смогла бы жить. Я считаю себя счастливой женщиной и мамой.

Автор Наталья ДЕДИЦКАЯ. Фото Валерия ЛУКИЧА

Редакция благодарит Государственную службу по делам семьи и детей ДНР за содействие в подготовке материала

– Детский дом семейного типа – это отдельная семья, которая по желанию супругов или отдельного лица, не состоящего в браке, берет на воспитание и совместное проживание детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Численность детей, которые могут воспитываться в одном детском доме семейного типа, ограничена действующим законодательством и составляет не менее 5 детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Однако в одной семье могут воспитываться не более 10 детей, учитывая родных. В детском доме семейного типа они проживают, как правило, до наступления совершеннолетия. Однако лица, принимающие на воспитание ребенка, не приобретают прав и обязанностей родителей, как при усыновлении, и называются родителями-воспитателями. Родителями-воспитателями могут стать только дееспособные, совершеннолетние граждане, к которым предъявляется ряд требований.

Детский дом семейного типа Коган был создан 14 лет назад Ольгой Анатольевной и Александром Александровичем. Эти люди с большим сердцем подарили семью не одному ребенку-сироте и лишенному родительского попечения. С момента создания в этом детском доме семейного типа были окружены семейным теплом, заботой и уютом 22 ребенка-сироты и лишенных родительского попечения. Получив достойное воспитание, 10 воспитанников и два подопечных ребенка вышли в самостоятельную жизнь. У родителей большой опыт, хороший потенциал, они хотят и готовы воспитывать детей, и у них это очень хорошо получается. Сейчас в семье воспитываются 10 детей, а родная дочь Ольги Анатольевны и Александра Александровича перенимает опыт родителей и планирует создать свой детский дом семейного типа.

Светлана Майборода, директор Государственной службы по делам семьи и детей ДНР

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи