Бесстрашные соколята Снежного

Ветеранская организация поселка Софьино-Бродская более 30 лет ведет альбом истории своего поселка. Узнав из него о молодых подпольщиках-снежнянцах в годы Великой Отечественной войны, захотелось написать о тех ребятах, чьи родные и поныне живут в Снежном.

Наша встреча состоялась в семье Людмилы Александровны Чернявской (Гайдук), родной сестры Всеволода Александровича Гайдука, о котором и пойдет речь. Побеседовать удалось с ее дочерью – Еленой Ивановной Татаринцевой. Из-за состояния здоровья Людмилы Александровны пообщаться с ней не представилось возможным.

Из воспоминаний мамы Елена Ивановна рассказала: «В семье у них было трое детей – Виталий, Всеволод, Людмила. Они приехали в Снежное из Беларуси. Сюда их позвали родственники. Здесь и живут последующие поколения Гайдуков. Во время войны Всеволод попал в окружение. А когда смог вырваться из него, стал пробираться в Снежное. И в конце 1942 года добрался домой».

Поздним декабрьским вечером в калитку дома Гайдуков кто-то постучал. Хозяйка дома пошла открывать, но дочь Людмила опередила ее. Отодвинув засов, рывком открыла калитку. Перед нею стоял родной брат Всеволод – высокий, худой, обросший щетиной. Штаны на нем настолько короткие, что едва скрывали колени.

В поселке жили его друзья. Дома у Гайдуков начали замечать, что к сыну часто приходили ребята: Владимир Лата, Александр Перегудов, Леонид Кармаев, Георгий Фещенко, Виктор Петькин. Они вели тайные разговоры, а вечерами куда-то уходили. Всеволод возвращался домой уставшим, но возбужденным.

Ни с того, ни с сего, юноша пошел работать на железную дорогу. Родителям ответил, что так надо. А сестру Людмилу попросил покормить голубей. Своих питомцев он никогда не забывал – и когда уезжал учиться, и когда воевал на фронте. Парень очень любил голубей. Он был верующим. На 4-й улице у него была голубятня, которую он никогда не закрывал, а перекрестит и уходит, и ни один голубь не пропал, по рассказам соседа. А когда немцы приказали их уничтожить, отец Александр Михайлович сумел спрятать птиц.

Собиралась группа юных подпольщиков в Леонтьевском лесу, готовилась взорвать железнодорожный состав с пшеницей. Немцы пошли на хитрость и первый эшелон пустили порожняком, но ребята все-таки сумели подорвать следовавший за ним груженый состав.

На станции Софьино-Бродская, проникнув в склады, ребята подожгли их и ушли в Леонтьевский лес. При немецкой облаве Лата и Кармаев смогли убежать из леса, но их взяли в плен возле больницы. Немцы издевались над ребятами, зверски замучив их.

Елена Ивановна рассказала, что Всеволод Гайдук, Александр Перегудов, Виктор Петькин  погибли в лесу. Там произошел неравный бой юных снежнянских патриотов с фашистскими оккупантами…

В братской могиле похоронены трое юных партизан и более десяти погибших солдат. Позднее, при перезахоронении Людмила Александровна узнала брата Всеволода по личным приметам.

Жора Фещенко – единственный, оставшийся в живых из подпольной группы снежнянских соколят. «По счастливой случайности Жоре удалось спастись от немецких карателей. По рассказам мамы, он несколько дней укрывался в шурфе 15-й шахты, что и спасло его от расстрела», — утверждает Елена Ивановна.

В книге Памяти Донецкой области есть запись: «Гайдук Всеволод Александрович, 1923 г.р., ст. Софьино-Бродская. Партизан. Погиб в 1943 году».

Отгремела война. И в мирное время установили памятник на могиле героев — свидетельство того, что за освобождение родного города и всего Донбасса отдали свою жизнь снежнянские соколята и сотни тысяч других людей!

По материалам газеты «Снежнянские новости» № 34 от 5 сентября 2019 г.

Print Friendly, PDF & Email

Снежнянские новости Городская еженедельная газета. Выходит с 19 декабря 2014 года. Объем – 12 полос, 2 цветные, телепрограмма. Освещает события города Снежное и прилегающих территорий. Охват аудитории – город Снежное и прилегающие территории.

Похожие записи