Банановая республика Грузия

Недавний инцидент, случившийся в Тбилиси во время заседания 26-й сессии Межпарламентской ассамблеи православия, наглядно показал, что Грузия для России в политическом плане потеряна всерьез и надолго

Плата за русофобию

Провокация оказалась специально подстроенной, и это было понятно изначально: случайное проникновение группы хулиганов в здание парламента при нынешней всеобщей любви к безопасности исключено в любой стране мира.

Не заставившие себя ждать ответные шаги Кремля многие сочли не в меру жесткими, хотя этим Россия весьма корректно постаралась донести до мирового сообщества одну простую мысль: отныне за русофобию надо платить, и поблажек в этом вопросе никому не будет. Однозначно проигравшей стороной в случившемся оказалась Грузия: в угоду вашингтонским хозяевам страны пошли прахом десять лет налаживания отношений с северным соседом. И удар по туристической сфере – это еще цветочки: если в Тифлисе не одумаются, то к осени грузинским виноделам срочно придется искать новые рынки сбыта.

Сегодня Грузию представляют своеобразным эталоном демократического процветания, ждущего каждого, кто изберет антироссийский курс: отличные дороги, грандиозное строительство небоскребов из стекла и бетона, отсутствие преступности и коррупции, вежливая и честная полиция – все это вызывает у приезжих необычайный восторг. И лишь немногие из посещающих страну задумываются, для чего создается вся эта показуха и какую цену заплатил за нее грузинский народ.

Агитпункт потребительского «рая»

Многие из нас, наверное, задумывались над тем, когда же Россия проиграла битву за Грузию. По поводу конкретной даты можно спорить, но нет сомнения в том, что это имело место еще в советское время: слишком уж много позволялось Грузинской ССР из того, что было нельзя большинству других союзных республик. Например, в высшем руководстве СССР было непропорционально много выходцев из Грузии: отметим, что к Прибалтике и Украине сие относится в той же самой степени. Справедливости ради стоит сказать, что к профессиональным качествам этих людей претензий нет: тот же Сталин, согласно знаменитому изречению, «принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой».

Тем не менее в Кремле закрывали глаза на царившие в республике весьма нездоровые явления. Начиная с хрущевских времен, в Грузии был негласно взят курс на свертывание социализма и построение потребительской модели общества в самом что ни на есть классическом ее виде. Читатели постарше наверняка помнят, как их поражала царившая в республике баснословная роскошь определенной части ее жителей. Это были в основном люди, связанные с нелегальной торговлей дефицитными видами сельхозпродукции, «цеховики», и те, кто крутился вокруг курортной сферы.

Не все представляют, что в советское время сельхозпродукцию за пределы республики ее происхождения в товарных количествах можно было вывозить только через официальную торговую сеть, но никак не для продажи на рынке. Понятно, что при той реальной рыночной стоимости, которая в разы превышала жалкие копейки, что платили на заготовительных пунктах, все старались вывезти ранние овощи, субтропические фрукты и живые цветы из Грузии в обход официальных коридоров. Для борьбы с этим на выездных постах ГАИ, железнодорожных станциях, аэровокзалах и в морских портах даже проводился досмотр выезжающих, чтобы те провозили не больше определенной нормы для личного потребления. Понятно, что все эти запреты обходились сплошь и рядом при помощи вполне понятных «манипуляций».

Именно эта нелегальная торговля положила начало той самой пресловутой организованной преступности в республике: нечестно заработанное привлекает желающих поживиться. Среди грузинской воровской элиты были выдающиеся личности, как, например, прекрасный драматург, доктор искусствоведения и профессор театрального института Джаба Иоселиани, прославившийся не только «лихими делами», но и весомым вкладом в развитие искусства. Для уголовного мира Грузии такое было вполне допустимым, хотя в остальной части СССР для бандита любой легальный заработок считался позором. С ворами в законе напрямую были связаны «крышуемые» ими «цеховики» – руководители предприятий, выпускавших неучтенную продукцию из разряда остродефицитных товаров народного потребления. А так как приобретение исходных материалов для нее и сбыт готовых изделий проводились по откровенно неправедным схемам, то следствием этого явления также стал колоссальный рост коррупции.

Дурные деньги

Еще одной группой получателей сверхдоходов в Грузии были всевозможные околокурортные «прилипалы» из числа сдававших жилье отдыхающим, пляжных спекулянтов и промышлявших «левым» извозом. Некоторая их часть превратилась в откровенных рантье, не утруждавших себя официальным трудоустройством, хотя тогда тунеядство считалось уголовным преступлением. Впрочем, такое могли позволить себе далеко не все, большинство же представителей этой категории предпочитали изображать законопослушность и числились «мертвыми душами» на каком-нибудь предприятии.

Наличие «дурных» денег уже тогда привело к тому, что с рубля в Грузии давать сдачу было не принято: минимум с трояка, а то и с пятерки. Из-за этого мелочь там была в дефиците, чем тоже пользовались предприимчивые люди возле телефонных кабин или автоматов с газировкой. Или, например, за лотерейный билет, на который выпадал выигрыш в виде автомобиля, в Тбилиси предлагали пятьдесят тысяч рублей: больше одной машины на семью в СССР покупать не разрешалось, а вот приз считался неприкосновенной собственностью везунчика, и ограничений на их количество не было. При этом мало кто обращал внимание на имущественное расслоение: наряду со сверхбогатством в Грузии тех лет существовала и такая нищета, какой не знали в других республиках СССР, а в ряде горных районов уже тогда было нормой натуральное хозяйство.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Родословная тифлисских «ястребов»

Другой момент, на который в советские годы постоянно закрывали глаза в Кремле, – это шовинистические настроения грузинской элиты. В середине ХХ века в республике имели место кампании по принудительной картвелизации абхазов и осетин, проживающих в республике: их языки волевым порядком переводились на грузинский алфавит, людей приглашали в паспортные столы, где им вручали документы с измененными фамилиями и «пятой графой». Также на официальном уровне отрицался факт лингвистической неоднородности грузинской нации, являющейся по сути конгломератом отдельных этносов: жители Сванетии, Тушетии и Мингрелии, например, не зная какого-либо языка посредника, в принципе, не могут общаться между собой без переводчика. В результате, сегодня пресса и книги на мингрельском языке издаются только в независимой Абхазии (вот вам и сказки про российскую оккупацию!), а языки сванов и тушин до сих пор остаются бесписьменными, и количество их носителей неуклонно снижается.

Имела место практика принудительного переселения грузин в другие районы с целью разбавить коренной этнический состав, как в Абхазии, куда направлялись кахетинцы, и в Южной Осетии, которую неудачно пытались заселить сванами. Столь же грубым было вмешательство в жизнь труднодоступных районов на северо-востоке республики: там жители высокогорных селений в приказном порядке получали квартиры в равнинной местности. В результате таких мер резко снизилась продуктивность традиционного для этого края овцеводства, также были сломаны судьбы множества переселенцев, вырванных из привычной для них среды и оказавшихся неготовыми к встрече с новыми реалиями.

Грузинское руководство активно саботировало логистические проекты, связывающие республику с остальной частью СССР и направленные на развитие ее окраин. Например, в годы Великой Отечественной войны тифлисские партийные бонзы согласились на строительство железнодорожной линии в направлении Адлера через Абхазию, прокладка которой, заметим, велась в чрезвычайно трудных условиях, при условии, что она будет использоваться исключительно в качестве фронтовой рокады и ее разберут после победы. Этого однако не произошло: в послевоенные годы началось освоение Абхазии как рекреационной территории.

Вспоминаю, как в последний день 2005 года ныне покойный Знаур Гассиев, являвшийся тогда главой парламента Южной Осетии, рассказывал, с каким трудом ему и его коллегам из цхинвальского партхозактива удалось добиться постройки Транскавказской автомагистрали – легендарного ТрансКАМа, позднее ставшего настоящей Дорогой жизни для сражающегося за свободу народа. В Тбилиси много лет откровенно мешали реализации этого проекта: дело доходило до откровенного подкупа тех, кто вел изыскательные работы, чтобы любой ценой обосновать невозможность строительства Рокского тоннеля. И только в конце 1980-х годов удалось напрямую связать по нему север и юг Осетии.

Труха под красивыми обоями

Вряд ли будет корректным вопрос о том, можно ли вернуть Грузию в орбиту влияния России. Куда правильнее он будет звучать в следующей формулировке: «Есть ли смысл в ее возвращении?». Дело в том, что возвращать уже нечего: все декларируемые Грузией успехи построены на распродаже собственности. Сегодня грузинскому народу в своем Отечестве не принадлежит уже ничего: все способное приносить хоть мало-мальски доход скуплено на корню западным капиталом. И туристическая сфера – в том числе: привозимая российскими туристами звонкая монета уходила в карман европейских и заокеанских отельеров, местной же обслуге доставались жалкие медные гроши.

Следующими после распродажи национального достояния статьями дохода грузинского госбюдждета являются реэкспорт азербайджанской нефти на Запад и автомобилей в страны Средней Азии, то есть, классическая схема «купи-продай». Из товаров собственного производства некоторый доход приносят экспорт обогащенного рудного сырья в виде марганцевых ферросплавов и золотомедного концентрата, излишков цемента и электроэнергии, а также сельхозпродукции, спиртного и минеральной воды. Напомним, что собственники всех этих предприятий живут в странах «золотого миллиарда».

Высокие и не слишком технологии в Грузии загублены на корню: знаменитый металлургический комбинат в Рустави ушел на экспорт в качестве металлолома, Кутаисский автозавод, некогда выпускавший легендарные грузовики «Колхида», ныне влачит жалкое существование, превратившись в мелкую авторемонтную мастерскую. Почти нет покупателей и у Тбилисского электровозного завода, выпускающего локомотивы постоянного тока: Россия наладила собственное производство этого сегмента, на Украине основная часть железных дорог электрифицирована на переменном токе, а потребности Азербайджана и Армении неспособны покрыть имеющиеся мощности.

Посетивших Грузию поражают масштабы строительства, однако на западные деньги возводятся почти исключительно гостиницы, банковские офисы, торговые и деловые центры, а также административные здания: основная масса инвестиций идет в сферу обслуживания. Хотя общеизвестно, что все «экономические чудеса» в мире становятся либо результатом бурного развития высоких технологий, как, например, японское или западногерманское, либо базируются на сверхдешевых углеводородах, как в султанатах и эмиратах Персидского залива. Ни того, ни другого в Грузии нет, зато две трети бюджета страны уходят на нужды силовых структур, включая армию, а также государственного аппарата. Отметим, что в СССР такого не было даже в годы Великой Отечественной войны. И в Израиле, который воюет вот уже более семи десятилетий, такого тоже не наблюдается. Это при том, что в СССР и в Израиле доходная часть бюджета – больше расходной, а в нынешней Грузии – наоборот.

Стоимость ввозимого в Грузию в четыре раза превышает стоимость экспорта: полностью за счет заграничных поставок покрывается потребность страны в энергоносителях, товарах народного потребления, а также в хлебе, крупах и сахаре. В импорте велика доля российских товаров, которые ввозятся, как правило, через третьи страны, проходя через цепочку из нескольких посредников. Как это отражается на ценах для конечного потребителя – ежу понятно.

Урезаны социальные программы. Бесплатными учебниками снабжаются только школьники из самых малообеспеченных семей. Ничего не делается для преодоления безработицы: официально доля нетрудоустроенных составляет шестую часть населения страны, фактически же в их число не включены крестьяне, живущие в основной своей массе натуральным хозяйством за счет приусадебного участка. Больницы давно проданы нескольким контролируемым из-за рубежа медицинским холдингам, представляющим собой своеобразные концерны, объединяющие не только поликлиники и госпитальный сектор, но также аптечную сеть.

Новые госпитали, оборудованные, между прочим, по последнему слову техники, размещают где-нибудь на отшибе, а находившиеся в центральных районах старые здания просто сносят, и теперь пациенту даже явиться на прием к врачу – огромная проблема. Исчезло бесплатное здравоохранение, страховые полисы обеспечивают только самый минимальный набор услуг. Побывавшие в грузинских больницах рассказывают, что в коридорах и палатах можно услышать русскую, английскую, немецкую и даже китайскую речь – какую угодно, но не грузинскую.

«Чемодан без ручки»

Кстати, коррупцию эти реформы не побороли: взятки брать, конечно, перестали, но если в условиях бесплатной медицины иногда бывает сложно доказать, что заболел, то в условиях платной медицины еще более проблематичным становится доказательство факта выздоровления. Весьма часто болезнь намеренно запускают, чтобы чуть позже «содрать» с пациента три шкуры. На всю Грузию известен скандал, когда эскулапы упорно отказывались признать аппендицит у пациента и лечили его от пищевого отравления. Списывали все на пищевое отравление до тех пор, пока начавшийся спустя пару дней перитонит вынудил семью больного взять кредит на лечение под грабительские проценты. Небезынтересно и то, что на фоне столь низкой доступности медобслуживания для населения американцами в этой стране построен секретный центр по разработке биологического оружия.

Заокеанские радетели постарались, чтобы за истекшую четверть века Грузия превратилась для России в «чемодан без ручки». Именно поэтому в жарком августе 2008 года российская армия ограничилась усмирением посягнувших на Южную Осетию «ястребов», но не стала развивать дальнейшее наступление на Тбилиси. Сегодня же будет просто достаточно «холодного» мира: покупать лояльность банановой республики, чьи активы подконтрольны Западу, никто не будет.

Автор Александр ДМИТРИЕВСКИЙ

Print Friendly, PDF & Email

Донецкое время Республиканская еженедельная газета. Выходит с 30 сентября 2015 года. Объем – 32 полосы, 8 цветных, телепрограмма. Освещает самые разнообразные сферы жизнь Республики: социальная, политика, экономика, военная. Охват аудитории – ДНР.

Похожие записи