Александр Куприн в Енакиево

Летом 1896 года на Петровский завод (ныне – Енакиевский металлургический завод) устроился работать мелким делопроизводителем отставной офицер, благодаря которому это предприятие окажется на страницах книги, входящей в школьную программу

Этим человеком был Александр Куприн, а созданная им в те дни повесть получила название «Молох».

В ДНИ ПОИСКОВ

Ушедшие времена принято романтизировать, обращать внимание на красивую атрибутику давней эпохи, но при этом оставлять за рамками множество совершенно неприглядных вещей. Многие из нас представляют жизнь дворянства неким воплощением слов всем известной песни – «Балы, красавицы, лакеи, юнкера…», однако далеко не всем известна проза дворянской жизни.

Стоило, например, дворянину потерять место на службе или же лишиться кормившего его имения – и он оказывался в чрезвычайно затруднительной ситуации. И не только потому, что происходила утрата прежнего жизненного уклада: социальная дискриминация в обществе второй половины XIX века касалась не только «кухаркиных детей», она была столь же беспощадной и для «верхов». Например, кассиры имели полное право не продать дворянину билет в вагон или каюту третьего класса, а в отношении состоящих на службе дворян (их легко отличали от разночинцев по цвету шитья на мундире) такой запрет исполнялся неукоснительно. Кроме того, дворянину оказывалось весьма нелегко трудоустроиться: считалось верхом неприличия принимать их практически на все рабочие должности, а также приказчиками в лавку или мелкими конторскими служащими.

Этот небольшой экскурс в историю позволяет понять, насколько нелегко пришлось поручику Куприну после выхода в отставку. Он успел побывать актером, управляющим имением и учеником зубного лекаря, атлетом и суфлером, псаломщиком в храме и цирковым артистом… Ситуацию осложняла кипучая натура этого человека, постоянно пребывавшего в исканиях и стремившегося испробовать что-то новое: из-за этого Куприн на одном месте долго не приживался. Тем не менее эти семь лет непрерывных поисков себя дали ему богатейший материал для всего последующего творчества.

На театральные подмостки Куприна привела все та же страсть к неизведанному, но именно эта страсть сделала его летописцем ухода со сцены старой театральной эпохи. Несколькими месяцами ранее начала воплощаться в жизнь знаменитая реформа Станиславского и Немировича-Данченко, ее результаты стали настоящей сенсацией в культурной жизни того времени. Прежняя концепция, в которой отсутствовала режиссура и где вся антреприза строилась вокруг нескольких ведущих актеров, была обречена. Современный читатель может познакомиться с тем дореформенным царством Мельпомены из таких рассказов Куприна, как «Полубог», «На покое» и – особенно – «Как я был актером». Последний вообще невозможно читать без горького смеха: автор беспощаден к миру интриг, который в общем-то был закономерным следствием устройства того театра.

Коллеги вспоминают, что Куприн явно тяготился театральной атмосферой, зато старался почаще бывать в цирке, где у него было немало друзей. Кстати, даже в рассказах прослеживается диаметрально противоположное отношение Куприна к театру и цирку: если первый откровенно нуждается в кардинальном переустройстве, то второй населен людьми с богатым внутренним миром и способными на поступок с большой буквы.

К цирку Куприн был неравнодушен, и сам одно время принимал участие в представлениях на арене. Причин тому несколько: во-первых, друзьями детства Куприна были братья Дуровы – родоначальники знаменитой династии дрессировщиков. А во-вторых, для такого страстного, непоседливого человека и редкостного ценителя адреналина, каким являлся Куприн, арена вряд ли могла быть чем-либо чуждым. Ведь эстетической основой циркового искусства является трюк – выходящий за рамки обыденного сознания эффектный технический прием, требующий незаурядного мастерства от исполнителя и зачастую сопровождающийся риском для жизни. Что же касается риска и острых ощущений, то достаточно вспомнить, как в 1910 году Куприн вместе с известным тяжелоатлетом Иваном Заикиным совершил полет на аэроплане: только чудо уберегло их обоих от трагедии. Но это уже совсем другая страница биографии писателя…

КОЛУМБ «ВТОРОЙ ПРИРОДЫ»

С момента выхода в отставку было у Куприна одно поприще, которому он постоянно оставался верным – слово. Стремление досконально изучить все стороны жизни достаточно быстро превратило репортера провинциальной газеты в одного из крупнейших русских писателей начала ХХ века.

Литературный труд способен неплохо обеспечивать автора с именем, живущего преимущественно за счет гонораров от переизданий, однако начинающему он приносит весьма скудные заработки. Поэтому Куприну в многочисленных в поездках, на которые командировочные не выдавались, очень часто приходилось совмещать репортерскую работу с освоением какой-либо новой профессии. В 1896 году он несколько месяцев проработал учетчиком на только что запущенном в эксплуатацию Петровском заводе на северном берегу неширокой и мелкой степной реки Булавин, параллельно отправляя свои очерки в киевские и петербургские издания. Индустриальная тема в те времена пользовалась огромным спросом: в России шла промышленная революция, техника в общественном сознании была окружена чуть ли не магической аурой.

Занимаемая должность предоставляла Куприну большие возможности для общения как с рабочими кузнечного и столярного цехов, так и с инженерами. Мимо внимания любознательного человека не проходили такие мелочи, на которые другие вряд ли обратят внимание: не зря читателей поражает реалистичность, с которой Куприн на страницах своих произведений описывает промышленный гигант. Весь досуг уходил на написание повести «Молох»: принято считать, что свое первое крупное произведение Куприн писал в Юзовке, однако на самом деле там он бывал не так часто, а основное время жил и работал на Петровском заводе.,3

Куприн в русской литературе первым поднял проблему взаимоотношения техногенного мира и человека. Одно время критика даже упрекала «Молох» в слабой проработке социальной линии, однако сложно найти более яркий образ, чем сравнение рукотворного чудовища с кровожадным языческим божеством. Впоследствии к теме техногенной цивилизации и ее различным аспектам будут обращаться Константин Паустовский, Михаил Пришвин, представители «деревенской прозы», ее осмысление продолжается и в наши дни.

Автор Александр ДМИТРИЕВСКИЙ

Print Friendly, PDF & Email

Голос Республики Официальное республиканское печатное издание. Выходит с 1 октября 2015 года. 2 выпуска в неделю. Объем 1 выпуска – 16 полос, 2 цветные. Публикует официальную информацию органов государственной власти Республики. Охват аудитории – Донецкая Народная Республика.

Похожие записи