Мечтают ли нынешние мальчишки о космосе?

30 марта в Центральном Доме журналиста, расположенном на Никитском бульваре в Москве,  состоялся «круглый стол», в котором приняли участие шесть летчиков – космонавтов Героев Советского Союза и России, депутаты Государственной Думы, представители Министерства образования России, «РОСКОСМОСА». В этом мероприятии посчастливилось принять участие и мне. «Круглый стол» был посвящен не просто интересной, многослойной теме. Официально была заявлена тема «Гагаринский урок «Космос – это мы». При этом, романтическая тема космоса была самым тесным образом увязана с делами земными: с воспитанием у подрастающего поколения не просто чувства патриотизма, а гордости за свою страну, за своих талантливых, мужественных соотечественников. За возвращение мальчишкам мечты предыдущих поколений быть космонавтами.

 

Гагаринский урок. 12 апреля  в  Международный день космонавтики вот уже третий год подряд  проводится урок им. Ю.А. Гагарина «Гагаринский урок «Космос – это мы». Урок включен Министерством образования и науки России в «Календарь образовательных событий» и рекомендован  к проведению в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации. Проведение Гагаринского урока поддержано Государственной  корпорацией по космической деятельности «РОСКОСМОС», Россотрудничеством, семьей Ю.А.Гагарина, Союзом журналистов России. Урок инициирован Героем Российской Федерации, летчиком-космонавтом Юрием Лончаковым в юбилейный год 55-летия  полета Ю.А. Гагарина. В прошлом году, при содействии Россотрудничества, Гагаринский урок был проведен в 81-й стране мира. И никакие санкции, языковые и прочие политические нюансы не помешали этому.

 

Приветствуя собравшихся, председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев профессионально тонко задал тон предстоящей беседе:

— Ровно 50 лет назад в авиакатастрофе погиб первый космонавт планеты Юрий Гагарин и летчик-испытатель Владимир Серегин.

Энтузиасты, которые занимаются Гагаринским уроком, делают огромное дело, и низкий им поклон за это. Мы находимся в очень непростой политической ситуации, и продолжается это далеко не первый год. Мы все видим, что вокруг нас идеология выстраивается своеобразным образом. Меня недавно поразил сюжет канала «Евроньюс», который вещает на всю Европу.  Сюжет был посвящен очередной годовщине бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.  Я посмотрел его несколько раз и что  увидел: сюжет длился 5 минут, и за все это время было самым подробным образом рассказано, как самолет сбросил бомбу, на какие города,  что собой представляла бомба, как она взорвалась, сколько погибло людей, как японцы чтут их память, как звонят колокола, как съезжаются на место трагедии люди со всего мира, но ни слова не было сказано о том, кто сбросил бомбу. Ни слова о том, что это сделали американцы. Просто летел самолет, просто сбросил бомбу. Вот так работают наши коллеги.

И если сейчас спросить молодых людей  на улицах Нью-Йорка, Парижа, Брюсселя, кто был первым космонавтом мира, – в лучшем случае каждый десятый скажет, что это был какой-то русский, а все остальные скажут, что это был американец. К сожалению, таким образом выстраиваются подходы  в истории и всеми силами за нашими рубежами  пытаются замолчать достижения нашей страны, в том числе и российской космонавтики. Потому то дело, которое делают наши друзья, это невероятно важно. Это еще один этап установления исторической правды.

А замалчивать действительно есть что.

Всем присутствующим на этом мероприятии было интересно послушать космонавтов, которые с готовностью делились с собравшимися и своими соображениями, и воспоминаниями.

 

Борис Волынов, дважды Герой  Советского Союза, летчик-космонавт гагаринского набора:

— Мы часто бываем в разных аудиториях. Встречаемся со школьниками, студентами. И вот один из последних примеров: сидит зал 600 человек (ученики 10-11 классов). Общаемся. Спрашиваем, кто был в космосе первым? Молчек. Робко пытаются отгадать: «Американцы». Ребята очень многого не знают, причем из того, чем наши дети должны гордиться.

Исследовать космос первой начала наша страна.

Первый спутник произведен и запущен нашим Советским Союзом. Первый в мире человек, побывавший в космосе, – советский человек.

 

 

Во время полета Юрия Алексеевича  Гагарина в космос я находился в Хабаровске в радиоцентре. Все было секретно, никто ничего не знал. Взлет был в секрете, а уже о посадке известили все средства массовой информации мира, весь город праздновал эту победу. Мне показалось, что каждый человек чувствовал то же, что 9 мая 1945 года. Каждый чувствовал свою причастность к этому великому событию. Никто не организовывал этот праздник. Люди сами вышли на улицы, причем по всей стране, поздравляли друг друга, пели, веселились. И, конечно же, очень гордились происшедшим.

Моя история прихода в космонавтику такая же, как у остальных 20 первых космонавтов нашей страны. В 1959 году всех желающих  летчиков-истребителей пригласили пройти медицинскую комиссию. Тысячи ребят откликнулись на призыв, и в результате образовалась группа из 20 человек, здоровых, крепких, хорошо подготовленных, которые могли выдержать перегрузки, таким образом был создан первый отряд космонавтов. Из этой 20-ки сегодня в живых 3 человека – Валерий Быковский, Алексей Леонов и я, Борис Волынов.  Мы знаем историю, тонкости, нюансы становления космонавтики в нашей стране. Мы помним  Сергея Павловича Королева. Мы и сегодня его команда.

В отряд космонавтов я пришел в 1960 году и активно работал до 1990 года. 30 лет!  Такого американская космонавтика тоже не знает.

На чем сейчас летают на космическую станцию космонавты? На корабле «Союз», созданном советскими конструкторами. Иностранные экипажы тоже бывают там. Но летают они исключительно на нашем корабле «Союз». Об этом нужно знать и этим нужно гордиться. Нет ни одного корабля другого, на котором можно было бы летать на станцию.  Мы лучшие, а в космонавтике и подавно. И наши мальчишки должны об этом знать. Будут знать – будут мечтать о космосе. Будут мечтать – будут космонавтами, конструкторами. Продолжателями  традиций.

 

Тамара Волынова, профессор, доктор технических наук, автор книги «Космос. Плеяда первых»:

— Трудная миссия говорить о тех, кого уже нет с нами. Это были особые люди. Я сейчас вспоминаю о том, как нас, жен космонавтов,  собрали и предупредили: никаких бытовых поручений  мужчинам не давать, не загружать семейными проблемами. Они заняты важным государственным делом. У них была особая миссия. Они были и смелые, и дерзкие, очень ответственные и организованные и над всем этим был Сергей Павлович Королев. Это была эпоха трех великих К – Королев,  Курчатов,  Келдыш.  Но при всем при этом эти молодые ребята были живыми людьми, работали в  большой команде. Большая по значимости, по ответственности и по риску работа объединяла их.  Все дружили, были вместе и в горе, и в радости.

Юра  Гагарин, с которым мы стали соседями с первого дня жизни в Звездном,   изначально был центром притяжения. Мы помним все, какой поток писем, признаний, любви потек в Звездный после полета.

Гибель Юры – это была трагедия для всех.  В тот роковой день мы вместе с ним вышли на работу. По дороге поговорили о семейных делах. В то время жена Юрия Алексеевича, Валя, лежала в больнице. Он рассказал о том, что вечером после полета собирается ее навестить. Мы отошли недалеко от нашего дома, до перекрестка, и Юра вспомнил, что забыл дома пропуск. Я еще пошутила: «Юра, тебя весь мир в лицо знает, неужто на работе не признают и не пустят?». Но он вернулся за пропуском, ответив, что порядок есть порядок и не ему его  нарушать.

Больше он домой не вернулся.

 

 

 

Воспоминания космонавтов, спроецированные на выступления чиновников от Министерства образования России, департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, имели не только эмоциональный, но и прикладной характер.

В школьную программу после многолетнего отсутствия вернулась астрономия. Программа  популяризации важности и интересности инженерных профессий существует не только на бумагах, но и в 19 различных лабораториях, доступных всем увлекающимся ребятам как площадки для развития своих увлечений, реализации детской мечты. Ребята под руководством специалистов занимаются робототехникой, айти-технологиями, нанотехнологиями,  аэрокосмосом,   космонавтикой и массой других интересных современных дел, увлечение которыми перерастает в профессию. Более 500 ребят среднего и старшего школьного возраста проходят обучение на этих площадках. И это не кружки, это серьезная работа, полученные здесь знания пригождаются при дальнейшем обучении в высших учебных заведениях. Партнерами этой программы выступают  все крупнейшие вузы страны. За успехами ребят с большим интересом наблюдают не только представители высших учебных заведений, но и индустриальные партнеры, которые заинтересованы в кадрах. Уже существует такая практика, как отложенные  трудовые  контракты –  школьники заключают  договора с предприятиями. Работодатели изначально начинают вкладывать в своих специалистов.

Кто-то скажет, что вы хотели, это же Москва. Да, Москва. Но, во-первых, для того и существуют  повышенные возможности столицы, чтобы экспериментировать и внедрять новое. Во-вторых, сколько наших ребят уже учится и в Москве, и по всей России.  Герои-космонавты  родились и  выросли далеко от Москвы, приехали в столицу за мечтой и совершили то, что стало мечтой для нескольких поколений.

И, язык не поворачивается сказать, в-третьих, потому скажу – было бы  желание. Буквально несколько дней (среди которых было больше праздничных)  прошло с того момента, как я привезенной информацией поделилась с руководителями  нашего городского управления образованием, и вот, уже сегодня 12 апреля в городском лицее №2 «Престиж»  состоится «Гагаринский урок на тему «Если бы я был космонавтом». И я в этом вижу не только принятие предложения москвичей присоединиться к их замечательному уроку, не только интересный подход к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, я вижу в этом возвращение мальчикам мечты – быть космонавтом. Быть умным, быть смелым, быть героем!

 

Юрий Лончаков,  Герой Российской Федерации, летчик-космонавт, инициатор проекта, советник генерального директора Государственной корпорации по космической деятельности «РОССКОСМОС»:

— Этот проект задумывался  для детей. Он активно  поддерживается  семьей Юрия Алексеевича Гагарина, государственными структурами. Хочу сказать о том, что кроме Гагаринского урока мы учредили и  гагаринскую стипендию. Мы ищем талантливых ребят. В этом году мы нашли таких  в Новочеркасске, на Дальнем Востоке и в Самаре. Этот процесс поиска талантливых ребят не прекращается, он постоянно действующий. Ребята участвуют в различных конкурсах, проектах и, как правило, свое будущее они связывают с космосом.

Главная задача для нас сейчас – работать со школьниками, студентами по патриотическому воспитанию, чтобы наши ребята и девчонки знали историю России и величие родной страны.

 

Александр Лавейкин, Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР:

— Самое печальное для меня то, что дети, которые сегодня ищут героев для ориентиров и подражания, находят их не там. Звезды для них – не героические военные, космонавты, ученые, первооткрыватели, а те, кто поет и танцует на сцене. Главная профессия для них – артисты, юмористы. Но когда они  приходят к нам в музей космонавтики и мы им рассказываем о космосе, показываем скафандры, даем им посидеть на настоящих тренажерах, то ребята уходят от нас с совершенно другими мыслями и даже ориентирами. Они задаются вопросами, а может быть правда выбрать эту профессию – опасную, интересную и очень романтичную. С детьми нужно работать, а не оставлять воспитание на откуп телевизору.

 

Федор Юрчихин, Герой Российской Федерации, летчик-космонавт, член Союза журналистов России, член Союза художников России:

—  Когда мы говорим о том, что наши дети не знают, что первым в космос полетел русский космонавт, в этом случае у нас должно быть меньше претензий к детям, а больше — к себе. Американцы грамотно распоряжаются фактами: они в своей истории пишут о своих космонавтах и не пишут о наших. Они отстаивают интересы своей страны. Почему мы не отстаиваем интересы своей? Гений Королева неоспорим. В 1957 году, на пять лет раньше, чем американцами, им был создан  корабль Р – 7. Этот корабль показал всем, что путь в космос открыт. И Юрий Алексеевич Гагарин первым полетел в космос и именно он всех последующих космонавтов и астронавтов позвал за собой.

А у нас даже в детских книгах космонавты одеты в американские костюмы и водружают американские флаги на Луне.

Давайте относиться к этому серьезно.

 

Валерий Токарев, Герой Российской Федерации, летчик-космонавт, Глава г.о. ЗАТО Звездный городок:

— Значимость Гагаринского урока невозможно переоценить. Как бы это абсурдно ни звучало, но и в этом случае мы должны сказать спасибо нашим западным «друзьям», их санкциям. Все это заставило нас вспомнить о патриотизме и поверить в себя, вспомнить величие наших людей, наших Героев. Какое-то время было  как-будто  бы стыдно гордиться своей страной. Всем было не стыдно, а мы миндальничали. И потеряли. Много потеряли, но не безнадежно. Потому что говорили, может быть, и мало, а дело свое делали. Следует наверстывать упущенное.  Вера  в возможности приносит результат. А в космической истории мы первые во всем.

 

 

Вопрос от «МР»:

— После выхода фильмов «Время первых» и «Салют-7» мальчишки опять стали мечтать о космосе и космонавтике. Что нужно делать еще, чтобы формировать правильные мечты  у детей?

Борис Волынов:

— Первое, о чем я вспомнил, — что в нашем классе, когда я учился в школе, на стене висели портреты летчиков, которые воевали в Испании, участвовали в  Великой Отечественной войне. И среди этих героев был портрет уроженца нашего города. И мы знали его семью, его историю и все хотели быть похожими на него. Детям нужны правильные истории для правильной мечты.

 

 

Спасибо Русскому центру, организовавшему эту поездку в Москву.

Спасибо председателю Союза журналистов Подмосковья Наталье Александровне Чернышовой за знакомство с замечательными героями, коллегами  и другими интересными людьми.

Print Friendly, PDF & Email