Вечные дети, влюбленные в кукол

21 марта те, кто доставляет радость и детям, и их родителям, отмечали свой профессиональный праздник. Речь идет о работниках кукольного театра.

Кукольный театр – место, знакомое каждому из нас с детства. Это уникальный мир, где царит радость и смех, счастье, вдохновение, фантазия и мудрость. Его обожают не только дети, но и взрослые. Ведь каждое новое представление навевает нам детские воспоминания, поражая воображение, вызывая нотки восторга в душе каждого зрителя. Разве может оставить кого-то равнодушным мастерство актеров-кукольников, в чьих руках оживают сказочные персонажи? Эти удивительные люди способны вдохнуть жизнь в каждую куклу, заставляя и ребенка, и даже взрослого поверить в то, что она живая. Ведь уметь управлять безмолвными подопечными – настоящее искусство, которое под силу только талантливым людям.

В праздничный для всех мастеров-кукольников и поклонников их творчества день, мы решили посетить Донецкий Республиканский театр кукол и познакомиться с людьми, дарящими нам волшебство и сказку.

«Роддом» для кукол

Есть в театре чудесное место, где рождаются куклы. Это цех по их изготовлению. Там творят настоящие мастера своего дела — 8 специалистов-кукольников. Чтобы кукла увидела свет, над ней работает не один человек. Итак, наблюдаем за процессом работы. С чего же все начинается?

Изначально художник-оформитель Татьяна Сапожникова делает эскиз, то есть рисует куклу. Затем скульптор Елена Перепелица по эскизу лепит голову из глины. После – из дерева (липы), пенопласта или поролона изготавливаются руки, ноги, стопы, кисти. А далее голову будущей куклы разрезают пополам и отдают в работу бутафору Анатолию Петренко. Он отливает из нее гипсовую форму, из которой позже делает папье-маше, а затем, на языке мастеров, левкасит, придавая ей белый, блестящий и гладкий вид. Следующий этап — за работу берется художник-конструктор Сергей Колесниченко, который занимается прикладной механикой, — добиваясь, чтобы кукла могла двигать конечностями, моргать глазами, открывать рот. Этот же мастер делает и остов будущего сказочного актера. После этого тело куклы снова попадает к скульптору, который клеит на него поролон, придавая нужные формы. Теперь ее нужно обшить тканью и, конечно же, одеть. Этим занимается художник-модельер Тамара Павлик. А в то время, пока тело одевается, скульптор продолжает работу над головой: делает ресницы, усы, бороду, волосы.

На рождение новой куклы требуется не меньше 5 дней. За этот, казалось бы, небольшой срок мастера вкладывают в нее свои эмоции, желания и частицу собственной души.

— Главное – конечный результат, — говорят они. – Ведь очень важно, чтобы наше творение подошло актерам, которые будут с ним работать. Зачастую бывает так, что персонаж приходится переделывать, и не один раз. Но самое главное в нашей работе – это угодить режиссеру.

Да, когда мы смотрим спектакль, никто из нас даже и не задумывается, как появились эти куклы, играющие на сцене, сколько труда вложено в них.

Мастера сцены

Донецкий Республиканский театр кукол работает с 1 декабря 1933 года. За это время в нем побывали миллионы зрителей разных поколений. Здесь было поставлено более 300 спектаклей. Сегодня здесь работают 84 сотрудника, текущий репертуар театра насчитывает около 40 представлений для детей и взрослых. А количество кукол, отработавших на сцене, – не сосчитать, их очень много. В стенах этого театрально-кукольного мирка выросла не одна актерская династия. Сыновья и дочки многих артистов провели свои детские годы за кулисами театра, а потом и сами стали выступать.

— Что же самое сложное в вашей профессии? – интересуемся у мастеров сцены.

— Самое сложное и важное в нашей профессии – это уметь владеть куклами, научиться сливаться с ними в единое целое и сделать так, чтобы зритель поверил нашим героям, — делятся с нами актеры.

А ведь и правда, смотришь на героев сцены, а они словно живые. И не каждому дано так ловко с ними справляться.

— Для нас, работников кукольного театра, пожалуй, самое главное качество – быть вечными детьми, сохранить в себе доброту и непосредственность, а также любовь к юному зрителю, — добавляет руководитель литературно-драматургической части Светлана Куралех.

Уходя из этого волшебного и необычного кукольного мира, мы возвращались в серую реальность. И немного завидовали тем, кто работает там. Взрослым дядям и тетям, вечно играющим в куклы и вечно молодым душой.


                                                                                                                                 Наталья ДЕДИЦКАЯ

Print Friendly, PDF & Email