КРЕПЧЕ ЗА БАРАНКУ ДЕРЖИСЬ, ШОФЕР

Когда слушаешь «Старые песни о главном», невольно ловишь себя на мысли, что некоторые из них вполне могли бы стать гимном той или иной профессии. Взять, например, песню из кинофильма «Весна на Заречной улице». Чем не визитка профессии металлурга? А любимая песня водителей со словами «крепче за баранку держись, шофер»? И в самую точку, и душевно, и по делу.

Жалко, что эту песню не крутили на состоявшемся в Донецке Республиканском конкурсе «Лучший водитель автобуса–2017». Очень кстати была бы. Я слышал, как ее вспоминали сами конкурсанты, а потому и решил вынести в заголовок.

Итак, конкурс, да непростой, а профессионального мастерства. В ДНР их возродили и правильно сделали. Во-первых, дух соперничества заложен в каждом человеке, во-вторых, кому же не хочется и на людей посмотреть, и себя показать. И в-третьих, ну не все же нам смотреть на модельные походки конкурсных мисс, пора и рабочему человеку должное отдать.

Александр Бойченко – один из них. На конкурс в Донецк он приехал на своей красавице «Шкоде-Октавиа». Дома, в Макеевке, у него еще две машины – «Жигули» и автобус «Эталон». Трудяга «жигуленок» – для нужд семьи, а «Эталон» – для работы.

Бойченко – водитель автопредприятия «Экипаж», на конкурсе ему достался № 8. Спрашиваю у Александра, почему в конкурсе, который уже, кстати, в третий раз организовало Министерство транспорта ДНР, шоферам не сразу предложили пройти на старт, а сначала устроили экзамен по Правилам дорожного движения?

«Ну как же без такого вступления? – отвечает он. – Без него конкурс был бы неполным. Водители маршруток просто обязаны назубок знать Правила дорожного движения, что и проверялось с помощью компьютера. И ребята не подвели. Претензий не было ни к одному из двадцати двух участников.

Сам-то ты, на каком маршруте работаешь?

На тридцатом маршруте в Макеевке. Это от Плеханова до Гвардейки, от Гвардейки до Плеханова. Разрыв во времени – всего четыре минуты. Чуть подотстал, уже следующий автобус подпирает. Так что тот, кто думает, что работа маршрутчиком – не бей лежачего, здорово ошибается. Трудиться приходится в поте лица, но ведь без труда не вынешь и свечу из гнезда.

Летом, наверное, интенсивность возрастает?

Как раз наоборот: лето для нас – мертвый сезон, потому как народ в разъездах. Самые «хлебные» рейсы – утром и вечером: люди на работу спешат.

Из всех пассажиров, каких вы не очень любите?

Вечером в автобус вваливается молодежь, с пивом, с визгом, с требованием: вруби, батя, музыку погромче. Приходится успокаивать. Вот тут стоит заметить: работа на маршруте – это не просто вождение машины, но и общение с пассажирами, а они бывают разными. Порой даже думаешь, что на грузовике было легче работать.

А тебе приходилось?

Из общего стажа в двадцать семь лет, большую его часть крутил баранку грузовиков. Строил дороги. Родом-то я из Воронежа. Переехал в Донбасс. Теперь это мой край. Тут я – свой. Моему «Эталону» уже пять лет.

Где-то учился?

В сельхозтехникуме. Пока ты не начал меня подначивать, мол, из зоотехников, скажу сразу, что изучал тяжелые машины, а сам техникум был хорошей школой.

Ну, техникум техникумом, а есть, наверное, и правила, которые самой практикой продиктованы?

Есть такие правила, согласен. Например, машина любит ласку, уход и смазку. Придешь на смену, погладишь фару, похлопаешь по рулю, мол, поехали, брат. А уж что касается ремонта машины и ухода за ней, то работу эту мы с напарником никому не доверяем.

Потому и всегда с планом?

План – задача важная, но по большому счету не основная. Главное – мы обеспечиваем безопасную перевозку пассажиров. Люди вроде к нам претензий не имеют, и это главное. От этого и их настроение зависит, и сама ситуация в городе. А раз пассажиры ездят, значит, в городе все в порядке.

Говорят, у шоферов свой язык есть, свои знаки – это правда?

Да как сказать. Если ты показываешь встречному шоферу раскрытую ладонь, то значит у тебя все в порядке. А если согнутый указательный палец, то это что-то другое…

И что же, скажи по секрету?

Ну, какой же это будет после этого секрет?

Как тебе дороги на маршруте?

Не скажу, что они в идеальном состоянии, но то, что Республика, хотя и испытывает нехватку средств, не оставляет дороги без внимания – правда. И это вселяет надежду на то, что у нас все будет в порядке.

Семейный тыл влияет на работу?

Конечно же. У меня трое сыновей. Жена в теплосети работает. Все при деле, все здоровы, потому и мне работается спокойно.

А жены у водителей какие-то особенные?

Особенные. Если вам на смену, а у тут прострел и ни встать, ни сесть – профессиональная болезнь остеохондроз дал о себе знать, то только наши жены могут нас поставить на ноги за считанные минуты.

Александр, у вас в конкурсном задании девять упражнений, среди которых «Бочка», «Змейка», «Бокс», «Кольцо». Это сложно?

Это непросто для обычных шоферов, но не для тех, кто работает на маршрутах, проходящих по городам и селам ДНР, а иногда и ведущих прямо на фронт. Может быть, не все мы – виртуозы, но все обязательно – профессионалы. Право называться лучшим водителем автобуса–2017 в ДНР получит тот, кто покажет лучшее время и лучшее мастерство.

Александр Бойченко стал победителем республиканского конкурса, показав и лучшее время, и настоящее мастерство, и высокий профессионализм. Теперь директор его предприятия с полным правом может повесить в салоне автобуса табличку, так мол, и так, за рулем машины лучший водитель 2017 года в Республике. Если он при этом выпишет своему сотруднику и премию за большой вклад и трудовые достижения – это, наверное, тоже будет правильно. Ибо, как говорят в народе: работнику – полтина, а мастеру – рубль. А по-шоферски: под лежачий камень и тосол не течет.

Николай КОРСУНЬ

Print Friendly, PDF & Email