Клиент всегда прав?

Ежегодно 13 ноября отмечается Всемирный день качества, отношение к которому имеет, без преувеличения, каждый из нас. Все мы каждый день ходим в магазин и, что бы ни покупали, хотим, чтобы товар этот был качественным. Увы, так бывает далеко не всегда. Это только в известной фразе клиент всегда прав. На деле же бывает иначе. На что покупатель имеет право и куда обращаться в случае, если эти самые права нарушены, — в нашем материале.

История развития потребительского права в Республике началась сравнительно недавно. И, тем не менее, что же нам в этой части гарантирует государство? В 2015 году Народным Советом ДНР был принят Закон «О защите прав потребителей». Вот этот закон и регулирует отношения между теми, кто производит/продает, и теми, кто потребляет/покупает.

       Потребитель в течение 14 дней, не считая дня покупки, имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам.

Обмен товара надлежащего качества производится, если он не использовался, сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ, выданный потребителю вместе с проданным товаром, другими словами, чек.

Так сложилось, что реально защищать свои права мало кто из нас готов: требовать чеки, совершая покупки, внимательно просматривать упаковку, сверять сроки годности… Уже, как правило, дома мы можем обнаружить тот или иной изъян в приобретенной обновке… махнуть рукой и никуда не идти в поисках правды и справедливости, ссылаясь на невозможность кому-либо что-то доказать. А зря!

— Осенью купила туфли в одном из торговых центров Макеевки, — рассказывает макеевчанка Татьяна. – Туфли были не дорогие, но, на удивление, и чек на покупку мне выдали, и гарантию на две недели. Увы, туфли свой испытательный срок не прошли – хватило их буквально на несколько дней. Возмущению моему не было предела. И, видимо, от злости и негодования я решила попробовать побороться за свои права. К моему удивлению, мне предложили написать заявление на возврат. Для этого потребовался всего лишь мой паспорт и чек на покупку (в этот момент я поняла, зачем нужны чеки и почему их надо хранить!). Заявление приняли. Предложили три варианта: отремонтировать обувь, поменять на новую пару или вернуть деньги. Я выбрала третий. Пришлось подождать, но через неделю деньги мне вернули в полном объеме. Поэтому всем, кто сдается и опускает руки, могу, исходя из собственного недавнего опыта, дать совет: пробуйте!

Своим опытом с нами поделилась и читательница нашего интернет-портала время-читать.рф, макеевчанка Яна Белых:

— Купила телефон, через четыре месяца он стал непроизвольно выключаться. Обратилась в магазин, через две недели вернули с актом: «Неисправности не выявлены». Через два месяца проблема самовыключения возобновилась. Подала заявление, претензию, иск в суд. На суд представители магазина пришли с деньгами. Выплатили и стоимость товара, и судебные издержки.

Обращалась в инспекцию по правам потребителя – реальной помощи оттуда не получила.

Здесь стоит отметить, что ввязываясь в борьбу за справедливость самостоятельно, полезно будет почитать или хотя бы полистать Закон ДНР «О защите прав потребителей». Его без проблем можно найти и скачать в Интернете. Соблюдая нехитрые прописанные в нем правила, можно оградить себя от ненужных хлопот, а также от морального и материального ущерба.

В случае грубых нарушений потребительских прав обращайтесь в Инспекцию по защите прав потребителей ДНР по адресу: 283001, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 184. Тел. (071) 314-49-17; (066) 092-29-49. Электронный адрес info@izpp.govdnr.ru.

 «Памятка потребителя»:

1) будьте бдительны – думайте, что и где покупаете;

2) станьте «занудой» — хорошо осмотрите и проверьте товар;

3) не торопитесь с покупкой – выбирайте внимательно;

4) будьте предусмотрительны – правильно оформите документы (чек, договор);

5) соблюдайте правила эксплуатации вещи;

6) умейте защищаться и отстаивать свои права.

При покупке товаров на рынке продавец по требованию покупателя обязан выдать расчетный документ (товарный чек), который подтверждает факт покупки. В нем должны быть указанные следующие данные:

  • наименование предпринимателя,
  • номер его торгового места,
  • наименование товара,
  • цена,
  • дата продажи,
  • инициалы и подпись продавца.

Только наличие чека является подтверждающим документом состоявшейся покупки или оказанной услуги. Отсутствие чека лишает потребителя возможности защитить свои права. Инспекция по защите прав потребителей советует отказываться от покупки, если продавец не соглашается выдавать расчетный документ.

Если товар некачественный

Статья 8 Закона ДНР «О защите прав потребителей» определяет права потребителя в случае приобретения товара ненадлежащего качества. Так, при выявлении недостатков товара на протяжении установленного гарантийного срока потребитель имеет право требовать:

1) расторжения договора  и возмещения понесённых им убытков, а также возвращения уплаченной за товар денежной суммы;

2) замены на такой же товар или на аналогичный товар, из числа имеющихся у продавца (производителя), с соответствующим пересчетом покупной цены;

3) возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Подготовила Елена ЧЕРНУХИНА

Print Friendly, PDF & Email